Почему регулирование крипторынка необходимо?
Гэри Генслер, новый председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), намерен ужесточить регулирование криптобирж. Он пока не предложил конкретных мер, но призвал Конгресс разработать законодательные нормы для криптовалютных торговых площадок. В то же время власти Таиланда обязали пользователей криптобирж с сентября лично обращаться в офисы торговых площадок для открытия нового аккаунта. До этого власти годами довольствовались удаленной идентификацией клиентов. Все это очередные звоночки о том, что регулирование крипторынка ужесточается по всему миру: все больше торговых площадок вводят KYC/AML-политику, а банки все чаще отслеживают криптотранзакции и передают данные о них властям.
Некоторые уверены, что стремление властей строго контролировать этот сектор будет препятствовать развитию блокчейн-инноваций и побудит участников отрасли бежать в менее строгие юрисдикции. Но на самом деле усиление регулирования очистит рынок от недобросовестных игроков, снизит волатильность криптовалют, повысит безопасность инвесторов и поспособствует массовому принятию криптовалют. Разобрались, почему держателям цифровых активов не стоит бояться действий регуляторов — это все необходимые шаги на пути к массовой адаптации и взрослению отрасли.
Физическая идентификация клиентов криптобирж в Таиланде
Сейчас криптобиржи в Таиланде удаленно идентифицируют своих клиентов: те присылают фото документов и селфи, чтобы торговые площадки и чиновники регулирующих органов могли проверить их. Если клиент предоставляет поддельные документы или проживает в стране, где торговля криптовалютами запрещена, заявка на открытие аккаунта будет отклонена.
Новые правила предполагают физическую идентификацию клиентов с помощью специального устройства с их удостоверений личности. Сейчас такой подход используется для верификации клиентов в ювелирных магазинах при покупке золота на сумму более 100 000 бат ($3 200).
Новые требования вступят в силу в сентябре этого года. В конце апреля в стране было открыто почти 700 000 аккаунтов на криптобиржах, а в конце прошлого года — всего 160 000. Ожидается, что необходимость личного посещения офисов криптобирж крайне негативно скажется на крипторынке Тайланда во второй половине этого года.
Зачем регулировать крипторынок?
Криптовалюты существуют уже более 12 лет. За это время они доказали, что могут выполнять функции полноценного финансового инструмента и цифрового актива. По этой причине ими пользуются свыше 100 млн человек, а с запуском криптосервисов в PayPal, Visa, Mastercard криптовалюты станут доступны сотням миллионов человек по всему миру.
Однако сейчас законодательное регулирование криптоотрасли сильно отстает от развития этого сектора. Многие регуляторы до сих пор точно не определились, чем являются криптовалюты: валютой, активом, товаром, ценной бумагой, имуществом или цифровыми правами. Единого подхода нет не только на международном уровне, но часто даже в рамках одной страны.
Тем не менее работа над легализацией цифровых активов уже началась в большинстве стран. Финансовые регуляторы активно работают над созданием специальных законов и правил для игроков крипторынка, поскольку существующие нормы не применимы к новому сектору. При этом регуляторы, прежде всего в западных странах, уже давно поняли, что криптовалюты нельзя запретить — это им попросту не выгодно. Вместо этого законодатели хотят регулировать криптосектор наравне с традиционным финансовым рынком.
В июне 2019 года международная межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) выпустила руководство по регулированию оборота криптовалют. FATF рекомендует финансовым регуляторам ввести правила, которые обяжут торговые криптоплатформы получать лицензии поставщиков финансовых услуг, идентифицировать своих клиентов и предоставлять информацию властям о пользователях, совершивших операции с криптовалютами на 1 000 $/€ и больше. В марте этого года FATF выпустило 6-ю версию этого руководства.
Стоит отметить, что эти рекомендации FATF будут обязаны внедрить 39 стран-участников, среди которых находится и Россия. Аналогичные требования по сбору данных пользователей выдвигают и национальные регуляторы, например, Подразделение по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN).
Вот основные причины, по которым власти ужесточают регулирование крипторынка:
Борьба с преступностью. Власти опасаются, что преступники могут использовать криптовалюты для вывода капитала, торговли наркотиками, ухода от уплаты налогов, отмывания денег, финансирования терроризма и другой незаконной деятельности. Но такая позиция не соответствует действительности. Ранее мы уже подробно рассказывали, почему преступники не любят криптовалюты. Если кратко, то на самом деле преступникам удобнее работать с наличными и даже банковскими платежами. Ежегодно через них отмывают до $2 трлн, а через криптовалюты — от $1 млрд до $3 млрд. Террористы тоже редко используют криптовалюты — они не доверяют им и предпочитают наличные.
Но при этом немало мошенничества происходит и на самом крипторынке. Хакеры взламывают криптобиржи и воруют активы пользователей на миллиарды долларов в год, а недобросовестные создатели криптопроектов могут пропасть с деньгами пользователей, как это недавно случилось с главой турецкой криптобиржи Thodex.
Сохранение финансовой стабильности. Еще один аргумент в пользу ужесточения регулирования крипторынка — то, что криптовалюты уже стали частью нынешней финансовой системы. На примере PayPal или Visa мы видим, как криптосервисы интегрируются в существующую финансовую инфраструктуру.
Более того, власти всерьез опасаются, что криптовалюты могут стать популярнее фиатных валют — в частности, если речь идет о стейблкоинах. Переводы с ними проходят быстрее, а курс не так волатилен, как у других криптовалют, поскольку стейблкоины обеспечены реальными активами. Регуляторы боятся, что с ростом популярности стейблкоинов власти могут частично потерять контроль над экономикой. А это может угрожать финансовой стабильности страны.
Защита инвесторов и снижение волатильности рынка. Как мы писали выше, цена многих цифровых активов очень волатильна: за день она может измениться на десятки процентов. А из-за относительно небольшого размера крипторынка крупные игроки, которых называют криптокитами, могут манипулировать ценами криптовалют и даже всем крипторынком. Регулирование должно ограничить возможности для финансовых махинаций и, как следствие, снизить волатильность цифровых валют.
Регулирование крипторынка не препятствует его развитию
Многие сторонники криптовалют убеждены, что жесткое регулирование будет препятствовать развитию сектора: стартапы будут искать наиболее лояльные юрисдикции, объемы торгов и цены на криптовалюты снизятся, а развитие инноваций замедлится.
Например, Брайан Армстронг, генеральный директор Coinbase и криптомиллиардер, в интервью CNBC заявил, что считает регулирование одной из самых больших угроз для развития криптосектора. По мнению Армстронга, проблема не в том, что криптоплатформы обязаны соблюдать финансовое законодательство, а в том, что регуляторы в любой момент могут усложнить работу криптобирж или вовсе их запретить. «Мы очень рады и счастливы играть по правилам. ...Мы просто хотим, чтобы к нам относились так же, как к традиционным финансовым компаниям, и не наказывали нас за то, что мы работаем с криптовалютами», — подытожил Армстронг.
Однако исследования показывают, что эти опасения необоснованны. Ужесточение регулирования не препятствует развитию сектора, а, напротив, помогает. Так, с рынка уйдут недобросовестные игроки и слабые компании, вырастет доверие институциональных и розничных инвесторов, а это приведет к более массовому принятию криптовалют.
В статье «Влияние регулирования криптовалют на торговые рынки» профессора Уортонской бизнес-школы при Пенсильванском Университете Брайан Файнштейн и Кевин Вербах проверили, как усиление регулирования сказывается на ценах криптовалют, состоянии рынка и развитии блокчейн-стартапов. Ученые исследовали опыт Японии, Китая, России, Южной Кореи, Великобритании и США, а также рассмотрели деятельность 56 бирж по всему миру и изучили движение курса биткоина и эфира.
Файнштейн и Вербах не нашли системных доказательств того, что вводимые меры регулирования заставляют трейдеров уходить в другие юрисдикции или же как-то влияют на торговую активность.
При этом авторы исследования отмечают, что в странах, которые ввели «жесткие запреты» на торговлю криптовалютами, криптотрейдерская активность, конечно же, снизилась. Например, многие китайские трейдеры стали торговать на других рынках после того, как власти страны ввели запрет на криптооперации. Но в долгосрочной перспективе это не повлияло на стоимость криптовалют или объемы торгов ими.
В то же время действия Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) заставили многих эмитентов криптовалют переехать в другие юрисдикции. SEC часто выдвигает обвинения против криптокомпаний за незаконное предложение незарегистрированных ценных бумаг (токенов), проданных инвесторам в ходе ICO. По этой причине криптобиржи, базирующиеся в США или обслуживающие американских клиентов, также отказываются от листинга цифровых активов, которые могут не понравиться американскому регулятору.
Но, как отмечают авторы исследования, введение стандартов регулирования ICO и криптовалют практически никак не отразится на глобальном рынке ВТС и ЕТН. Заметим от себя, что за последние 12 лет власти усилили контроль над крипторынком, но цены на топовые монеты сохраняют долгосрочный восходящий тренд. Регуляторы лишь создают правила игры — у цифровых активов есть множество других причин для роста и коррекций.
В подкасте Wharton Business Daily Файнштейн также отметил, что регулирование крипторынка в демократических странах будет сильно отличаться от правил, введенных властями авторитарных стран. Законодатели первых понимают, что криптовалюты нельзя запретить, и стараются придать их регулированию адекватные рамки. А регуляторы авторитарных стран, например, Китая или Турции, рассматривают криптовалюты как стратегическую угрозу и поэтому стремятся запретить развитие децентрализованных цифровых валют.
Чанпэн Чжао, глава крупнейшей криптобиржи Binance, также заявил, что регулирование оказывает положительное влияние на сектор. По мнению криптопредпринимателя, действия регуляторов понятны: они просто применяют существующие правила регулирования финансовых организаций к криптокомпаниям. На их месте Чжао сам поступил бы так же. Но при этом он отметил, что криптосектор значительно отличается от традиционного финансового рынка, и механически переносить на него нынешние нормы нельзя. Чжао также подчеркнул, что он, в отличие от многих других сторонников криптовалют, никогда не был либертарианцем или анархистом:
«На крипторынке есть много убежденных либертарианцев, которые считают, что все отлично работает без каких-либо правил и вмешательства со стороны правительства. Но я не думаю, что как общество мы вполне готовы к этому… Отсутствие регулирования — это плохо для бизнеса», — сказал он.
Заявление Чжао выглядит немного странно. В ноябре 2020 года в комментариях Decrypt он заявлял, что нынешнее регулирование крипторынка является чрезмерно ограничительным. Более того, его криптобиржа Binance уже несколько раз меняла юрисдикцию из-за проблем с регуляторами. Также недавно компания столкнулась с претензиями регуляторов, которые были обеспокоены запуском торгов токенизированными акциями на платформе.
Каковы положительные результаты регулирования крипторынка
Регулирование способствует взрослению крипторынка и массовому принятию криптовалют. Вот как это происходит:
Регулирование снимает правовую неопределенность. Выше мы отметили, что законодатели до сих пор не могут определиться, что такое криптовалюты и как их регулировать. Например, в России только прошлым летом было дано определение цифровым активам в рамках нового Закона о цифровых активах. В нем говорится, что криптовалюты — это имущество, ими можно торговать, но нельзя расплачиваться за товары и услуги. Также закон требует указывать наличие криптовалют в налоговой декларации, если оборот превышает 600 000 ₽ в год, и платить налоги с дохода от них.
Регулирование способствует массовому принятию. Если криптовалюты разрешены и регулируются законом, то простым людям нечего бояться, ведь, используя их, они знают, что законодательство защищает их от мошенников. Регулирование также позволяет работать с криптовалютами инвестиционным фондам, банкам и платежным системам. В результате все больше людей будут начинать пользоваться криптовалютами, которые станут неотъемлемой частью финансовой системы.
Регулирование привлекает крупных инвесторов. Пока цифровые активы не регулируются, институциональные инвесторы — хедж-фонды, пенсионные фонды, банки, страховые компании и прочие — не могут вкладывать в них деньги. Но в последний год ситуация начала меняться — в прошлом году на крипторынок пришла волна институциональных вложений, ставшая одной из причин крипторалли 2020 года.
Регулирование снижает волатильность и препятствует манипулированию курсом. Манипуляции крипторынком, например, сговоры с целью пампа и дампа различных криптовалют, станут вне закона. При этом чем больше крупных инвесторов войдет на крипторынок, способствуя росту его капитализации, тем меньше будет волатильность цифровых активов. В результате криптовалюты будут лучше подходить на роль долгосрочной инвестиции, а не инструмента для краткосрочной спекуляции.
Регулирование стимулирует блокчейн-разработки. Чем меньше сомнений будет у крупных корпораций в том, что перспективные и новые криптостартапы работают полностью легально, тем больше инвестиций в блокчейн-исследования и разработки они смогут направить. Поэтому мы уверены, что скоро увидим «отток мозгов» из традиционного финансового сектора в криптовалютный.
Регулирование оздоровит рынок. Регулирование делит рынок на две части: легальный (регулируемый) и серый, или черный (нерегулируемый). Большинство пользователей предпочтут работать в первом, ведь так безопаснее. А пользователи, которым важна конфиденциальность, смогут сотрудничать с нерегулируемыми площадками на свой страх и риск. Но постепенно серый рынок будет становиться все меньше. Большинству крупных проектов будет выгоднее работать легально. А мелкие криптокомпании, которые не смогут соблюдать требования регулятора, будут уходить. На регулируемом рынке останутся лишь наиболее перспективные проекты — только они смогут покрывать расходы на соблюдение всех требований.
Регулирование может вновь сделать ICO жизнеспособным способом инвестиций. С понятными и прописанными нормами блокчейн-компании смогут снова проводить ICO, но уже в полностью легальном поле. Это может привести к новому ралли молодых и перспективных крипто- и блокчейн-проектов.
Регулирование повышает безопасность. Под контролем властей мошенникам будет сложнее получить доступ к крипторынку, а пользователи станут больше доверять криптобиржам.
Регулирование крипторынка — отражение взросления отрасли
Эпоха Дикого Запада на крипторынке закончилась. Анонимность и бесконтрольность обеспечили цифровым активам первых последователей, но сейчас это рассматривается уже как некая слабость сектора, препятствующая массовому распространению криптовалют.
В долгосрочной перспективе более жесткое регулирование крипторынка поможет защитить инвесторов, усилит конкуренцию среди его игроков, поможет в борьбе с преступностью в секторе, увеличит количество инноваций и привлечет новых инвесторов. При этом для пользователей, которым важна конфиденциальность, останутся децентрализованные платформы и анонимные криптовалюты, работающие в менее регулируемых юрисдикциях.
Крипторынку уже не избавиться от внимания властей. Финансовые институты и крупные инвесторы стремятся к порядку и контролируемой среде для ведения бизнеса. Регулирование — не похоронный звон для криптосектора, а сигнал о новом витке развития.