Лучшие юрисдикции для криптовалют и блокчейн-стартапов
Пока одни страны борются с криптовалютами и майнингом или ужесточают их регулирование, другие поддерживают блокчейн-стартапы, отменяют налогообложение доходов с продажи цифровых валют, чтобы поддержать развитие нового сектора, и даже признают биткоин в качестве официального платежного средства. Составили подборку из 11 стран, власти которых наиболее дружелюбны к криптовалютам, их держателям и криптокомпаниям. Тем самым мы хотим наглядно показать, что регуляторы могут не только запрещать криптовалюты, но и наоборот — активно поддерживать развитие криптоотрасли. Однако стоит отметить, что в этот рейтинг вошли далеко не все лояльные к криптосектору страны, ведь их число с каждым годом растет.
Португалия
Португалия — одна из самых дружественных к крипторынку стран Европы.
Власти Португалии рассматривают криптовалюты как альтернативный платежный инструмент договорного характера. Они не считаются законным платежным средством, но ими можно свободно расплачиваться за товары и услуги, торговать и инвестировать в них.
При этом в стране никак не регулируется торговля криптовалютами, майнинг и деятельность криптокомпаний. Другими словами, местные криптостартапы не получают поддержки со стороны властей, но их никто и не запрещает. Регуляторы лишь ограничиваются публичными предупреждениями о рисках инвестирования в цифровые активы, а также говорят, что многие токены могут быть классифицированы как ценные бумаги в будущем. При этом каждое ICO (первичное предложение монет проектов) оценивается Португальской комиссией по рынку ценных бумаг (CMVM) индивидуально. Финансовые регуляторы также требуют от криптобирж поддерживать KYC/AML-политику, идентифицируя пользователей. Однако никаких конкретных законов до сих пор не принято.
С 2017 года в Португалии физлица, в том числе частные трейдеры, не должны платить подоходный налог с прибыли от торговли криптовалютами, НДС тоже нет. А вот криптокомпании должны платить подоходный налог в размере от 28% до 35% и НДС с каждой проведенной сделки. В отличие от многих стран, например, России, где налоговая требует платить налоги с прибыли от торговли криптовалютами, но не объясняет, как именно это делать, налоговое ведомство Португалии еще в январе 2019 года опубликовало подробное руководство для держателей цифровых активов.
Несмотря на введение налоговых льгот для криптоинвесторов, властям страны еще предстоит создать полноценную нормативную базу для регулирования криптосектора. Но, скорее всего, оно будет лояльным или даже дружественным по отношению к сектору.
Также важно отметить, что правительство Португалии верит в преимущества интеграции блокчейн-технологии в различные сферы деятельности. Так, в апреле 2020 года оно утвердило государственный план по стимулированию цифровизации бизнеса, который, помимо прочего, предусматривает создание «свободных зон», или так называемых «регуляторных песочниц», с гибкой нормативной средой, которые помогут в развитии блокчейн-разработок. Более того, в тестовом режиме государственные и муниципальные службы используют блокчейн, а португальская энергетическая компания Luzboa принимает ВТС к оплате счетов за электроэнергию.
Эти меры могут сделать Португалию одной из самых привлекательных юрисдикций для криптостартапов.
Швейцария
Швейцария — традиционно считается синонимом политического нейтралитета и соблюдения банковской тайны. А с недавних пор страна также известна тем, что стала домом для множества перспективных криптостартапов, которые базируются в швейцарской «криптодолине» Цуг.
Криптовалюты в стране полностью легальны. Швейцарская Федеральная налоговая администрация (SFTA) рассматривает их как активы: их надо декларировать и платить с них налоги. Но при этом налога на прирост капитала для частных лиц нет. То есть если инвестор купил монеты, держал их в долгосрок и потом продал, налог платить не надо. Однако покупка и продажа через квалифицированных профессиональных трейдеров считается коммерческим доходом и облагается соответствующим налогом. Криптовалюта, заработанная в качестве зарплаты, а также прибыль от майнинга облагаются подоходным налогом даже для самозанятых лиц. Для проведения ICO криптоплощадкам надо зарегистрироваться в Службе по надзору за финансовым рынком (FINMA). Также криптобиржам необходимо соблюдать швейцарское законодательство по борьбе с отмыванием денег (AML) — они обязаны сообщать регулятору обо всех транзакциях свыше 1 000 швейцарских франков ($1 100).
Швейцарский кантон (регион) Цуг известен во всем мире как «криптодолина» (по аналогии с Кремниевой долиной в Калифорнии). Цуг стал домом для сотен крипто- и блокчейн-стартапов, инвестфондов, криптобанков и других организаций, работающих с цифровыми валютами. Так, например, в Цуге расположены штаб-квартиры Ethereum Foundation, Crypto Valley Association, Bitcoin Suisse и другие. Регион привлекает их благоприятствующим отрасли законодательством и низкими корпоративными налогами.
Цуг — это передовой регион в плане реального использования криптовалют:
- В 2016 году власти одноименной столицы кантона разрешили жителям расплачиваться биткоином за коммунальные платежи и госуслуги.
- В 2018 году в Цуге провели муниципальное голосование при помощи блокчейна.
- С 2018 года жители города Кьяссо могут оплачивать небольшие налоги в биткоине, а в январе 2020-го к этому эксперименту присоединился и городок Церматт в кантоне Вале.
- С февраля 2021 года налоги в биткоине и эфире принимают и власти Цуга.
При этом власти Швейцарии намерены и дальше поощрять использование криптовалют и интеграцию блокчейн-технологий. Так, по всей стране за биткоин можно купить билет на поезд Швейцарской государственной железной дороги. А ряд швейцарских банков, таких как, например, Falcon Private Bank и Julius Baer, разрешают прямые переводы и депозиты криптовалют.
В то же время крупнейшая фондовая биржа страны — SIX Swiss Exchange — давно экспериментирует с блокчейном. Так, SIX в сотрудничестве с Bitwise Index Services и Amun AG уже уже несколько лет продает биржевые продукты на криптовалюты (ЕТР). С августа 2019 года в стране работают полностью регулируемые криптобанки SEBA и Sygnum, обслуживающие профессиональных инвесторов.
Эстония
Эстония — передовое цифровое государство, отличающееся экономической свободой и легкостью ведения бизнеса. Эта маленькая прибалтийская страна добилась удивительной цифровизации: с помощью ID-карты со специальным чипом жители могут удаленно подписывать официальные документы и проходить идентификацию, а также оплачивать штрафы и налоги, голосовать, открывать бизнес и многое другое. При этом вся цифровая инфраструктура работает на основе X-Road — децентрализованной государственной сети с открытым кодом.
Криптовалюты в стране рассматриваются как цифровые активы и платежные инструменты. Держатели монет должны декларировать их и платить с торговли ими подоходный налог (20%) или налог на прирост капитала (около 25%). НДС с торговли криптовалютами не взимается. Многие учреждения и ритейлеры принимают оплату в цифровых валютах.
Эстония считается одной из стран, где открыть криптостартап проще всего. Поэтому в стране зарегистрированы сотни криптовалютных и блокчейн-компаний с зарубежными основателями, среди которых Augur, CoinMetro и Exscudo. Для работы криптоплатформам надо получить лицензии оператора виртуальных валют и кошельков виртуальных валют. Также они обязаны соблюдать KYC/AML-политику.
В 2017 году власти даже рассматривали возможность запуска собственной национальной криптовалюты Estcoin, но после критики проекта от него пришлось отказаться. Но, возможно, на фоне гонки регуляторов других стран по запуску CBDC пересмотрят свой подход.
Германия
Крипторегулирование в Германии не является самым дружелюбным, но тем не менее может служить примером для многих других стран Евросоюза. Ведь немецкие законодатели наглядно показали, что можно контролировать криптосектор, не ограничивая его развитие.
Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin) классифицирует цифровые активы как финансовые инструменты (то есть аналог частных денег), а токены, выпущенные в рамках ICO, — как ценные бумаги. Для работы любые криптоплощадки обязаны получить соответствующее разрешение от BaFin.
Криптовалюты в Германии не признаны деньгами, но пользователи могут использовать их в качестве средства обмена, платежа или инвестиций. Периодически BaFin напоминает о повышенных рисках инвестирования в криптовалюты.
Что касается налогов, то физлица должны декларировать криптовалюты и платить налог с прироста капитала, если прибыль от сделок превысила 600 € или если актив был продан менее чем через год после покупки. То есть если инвестор продал криптовалюты на 1 000 € через год после их покупки, то налог на прирост капитала платить не надо. НДС с продажи криптовалют нет. Торговые площадки обязаны платить корпоративный подоходный налог с покупки и продажи криптовалют, как если бы это был товар.
В сентябре 2019 года правительство Германии приняло национальную стратегию, которая должна поддержать развитие блокчейн-технологии в стране.
Позднее, в ноябре того же года, власти разрешили местным банкам торговать криптоактивами от имени своих клиентов. В результате в 2019 году банки Solarisbank и Bankhaus von der Heydt предоставили другим финансовым учреждениям доступ к криптоактивам.
В 2020 году на крипторынок Германии также вышли регулируемые торговые криптоплощадки для институциональных инвесторов, например, Boerse Stuttgart Digital Exchange и Bankhaus Scheich. В Германии также работают специализированные криптобанки, которые рассчитаны на частных инвесторов, например, Bison и Bitwala.
В декабре 2020 года правительство страны также легализовало выпуск и оборот токенизированных акций — теперь немецкие инвесторы могут вкладываться в ценные бумаги, выпущенные в виде токенов на базе блокчейна. В том же месяце 224-летний немецкий банк Hauck & Aufhauser объявил о планах создания криптовалютного фонда.
Хотя нынешнее регулирование криптоотрасли в Германии благоприятно для криптовалют, цифровые активы не очень популярны среди простых немцев — по некоторым данным, криптовалюты есть только у 2% жителей страны. Тем не менее нынешняя политика в отношении крипторегулирования, а также медленное, но постоянно растущее признание блокчейн-технологии и криптовалют могут сделать Германию одним из лидеров принятия наработок криптоотрасли в Европе.
Бермудские острова
Бермудские острова — небольшое государство в Карибском море с населением около 65 000 человек. Это бывшая британская колония, которая остается частью Содружества. Валюта страны — бермудский доллар — привязана к доллару США.
Страна имеет репутацию популярного финансового оффшора — здесь зарегистрировано более 15 000 компаний, которые не имеют физического присутствия или сотрудников на островах. Также Бермуды — это «налоговая гавань» для состоятельных иностранцев. Это значит, что они могут не платить НДС, корпоративные налоги, а также налоги на богатство или прирост капитала.
При этом налоговые льготы распространяются и на биткоин и криптовалюты — налоги с их продажи платить не надо. Криптовалюта в стране считается особым классом активов, который нельзя отнести ни к одному из традиционных. Ее использование в качестве платежного средства абсолютно законно.
Власти стремятся сделать Бермуды популярным местом для развития блокчейн-компаний. В стране приняты «Закон об ICO» и «Закон о бизнесе цифровых активов», которые регулируют работу криптоплощадок, а также эмиссию и оборот цифровых активов. А для криптостартапов создана специальная регуляторная песочница. При этом местные криптобиржи обязаны соблюдать все KYC/AML-нормы.
В 2018 году правительство Бермуд заключило официальное соглашение с криптобиржей Binance. С тех пор биржа обязуется проводить свой комплаенс на Бермудах и инвестировать в блокчейн-инициативы страны $15 млн, а Бермуды возьмут на себя подготовку кадров для компании.
В октябре 2019 года Бермуды стали первой страной, которая начала принимать криптовалюты в счет уплаты налогов. Жители островов и компании-резиденты со всего мира могут уплатить налоги и государственные сборы стейблкоином USDC. Такие инициативы повышают привлекательность юрисдикции и показывают ее дружелюбие к криптосектору.
Мальта
Мальта — небольшое островное государство, которое располагается южнее Сицилии. Ее население составляет около 450 000 человек. Стоит отметить, что в наш рейтинг Мальта попала, скорее, за прошлые заслуги, чем за нынешние. Ведь принятый еще в 2018 году курс на то, чтобы превратить Мальту в так называемый «блокчейн-остров», сменился на политику более жесткого регулирования отрасли.
Управление финансовых услуг страны (MFSA) рассматривает криптовалюты как виртуальные активы, но признают за ними функции валюты. Другими словами, криптовалюты на Мальте — это средство платежа, единица счета и средство сбережения ценности.
Для долгосрочных инвесторов в криптовалюты налоги не предусмотрены. А вот трейдеры должны платить налог на прибыль по ставке 35%, которая может быть уменьшена до 5% и даже 0% с помощью различных вариантов налоговой оптимизации.
В феврале 2018 года мальтийское правительство создало Управление цифровых инноваций Мальты (MDIA), которое должно было разработать всеобъемлющую нормативную базу для криптобизнеса и сертифицировать блокчейн-платформы.
Позднее, в ноябре 2018 года, премьер-министр страны назвал криптовалюты «неизбежным будущим денег», а правительство приняло два закона о регулировании цифровых валют, которые должны были сделать страну лучшей юрисдикцией для криптостартапов. В результате на Мальту перенесли свои офисы такие крупные биржи, как Binance и OKEx.
Но реализация этой блокчейн-инициативы застопорилась. К 2021 году только торговая площадка Crypto.com получила лицензии MFSA, которая позволит компании оказывать платежные услуги и выпускать электронные деньги.
Причина в том, что еще в июле 2020 года мальтийское правительство заявило, что отказывается от своей блокчейн-программы, чтобы принять более целостный подход к регулированию цифровой экономики. Одной из причин такой смены курса стало то, что местные банки неохотно работают с криптоплатформами. В результате криптофирмы стали покидать остров. Например, в 2020 году Binance отказалась от размещения офиса в стране.
Что ждет в дальнейшем криптосектор на Мальте — все еще открытый вопрос.
Беларусь
Беларусь не самая либеральная страна в мире, но в плане регулирования криптовалют — одна из передовых юрисдикций.
Криптовалюта не считается законным платежным средством в Беларуси. Но в 2017 году власти включили криптовалюты в рамки своей программы развития ИТ-сектора и привлечения иностранных компаний, инвестиций и талантов.
Резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) — особой экономической зоны в столице Минска — и физические лица могут проводить операции с криптовалютами, инвестировать и заниматься майнингом без ограничений. Блокчейн-стартапам не надо регистрироваться, а простым пользователям — декларировать цифровые активы и платить с них налоги. Безналоговый статус распространяется также на бизнес, работающий с зарубежными странами.
А вот юрлица и ИП, которые не являются резидентами ПВТ, должны платить налог на прибыль только при обмене крипты на фиатные деньги. Этот режим продлится до 2023 года.
Среди блокчейн-компаний, работающих в ПВТ — биржи Currency.com, Free2ex, Bynex, IEX, а также разработчики OpenLedger, PixelPlex, ChainArtSoft и Smartym Pro.
Сингапур
Город-государство Сингапур — один из глобальных финансовых центров и одна из самых технологически передовых стран мира.
Местные власти рассматривают криптовалюты как товар, а расчеты в них — бартерной торговлей. Поэтому криптокомпании при совершении операций с криптовалютами платят налог на товары и услуги (аналог НДС) в размере 7%. А вот налога на прирост капитала и подоходного налога нет ни для компаний, ни для физлиц. Это делает страну «инвестиционной гаванью» — резиденты могут легально инвестировать в криптовалюты и не платить с этого никаких налогов.
Криптовалютные биржи и компании должны получать лицензию Денежно-кредитного управления Сингапура (MAS), известного своим либеральным отношением к блокчейн-стартапам. MAS также позволяет некоторым криптокомпаниям работать без лицензии в течение льготного периода в шесть месяцев.
В Сингапуре размещены центральные офисы таких проектов, как Litecoin, TenX, CoinGecko и Unicsoft среди прочих.
Япония
Япония — одна из самых передовых стран в отношении крипторегулирования в своем регионе.
Финансовые регуляторы страны считают криптовалюты имуществом, но допускают их использование в качестве платежного средства и инвестиционного инструмента. Доходы от продажи цифровых активов классифицируются как «иные доходы» — налоговые ставки по ним в зависимости от уровня годового дохода составляет от 15% до 55%.
Криптоплощадки обязаны получать разрешение Агентства финансовых услуг Японии (FSA). Закон требует, чтобы компании по обмену криптовалютами держали деньги клиентов отдельно от своих собственных. Биржи обязаны проверять личности клиентов, открывающих счета, вести учет всех транзакций, уведомлять власти о подозрительных платежах и сдавать ежегодный отчет.
Благодаря понятному регулированию в стране легально работает несколько десятков криптобирж, среди которых Liquid, Coincheck, bitFlyer и прочие.
Гибралтар
Гибралтар — крохотное государство на юге Испании с населением около 33 000 человек. Несмотря на самоуправление, Гибралтар является частью территории Соединенного Королевства.
Финансовые услуги — одна из ведущих отраслей Гибралтара: в стране размещены штаб-квартиры сотен банков, брокерских, инвестиционных и страховых фирм. С недавних пор юрисдикцию облюбовали и блокчейн-компании, например, eToro, Huobi, Xapo, LMAX, Bitso и Gnosis.
Гибралтар славится своим низким налогообложением — оно распространяется и на криптовалюту. Например, налог для криптотрейдеров — всего 10% с прибыли от торговли криптовалютами.
Еще в 2016 году Гибралтарская фондовая биржа запустила биржевой инструмент (ETI) на основе биткоина под названием BitcoinETI. А в 2017-м страна вошла в Глобальный бизнес-совет по блокчейну (GBBC) — инициативы Bitfury, которая была призвана объединить мировых блокчейн-лидеров ради продвижения технологии по всему миру (в ноябре 2020 года страна, кстати, стала наблюдателем GBBC).
С 2018 года Гибралтар принял крипторегулирование и ввел лицензии для криптокомпаний, которые хотят работать в стране. В сентябре 2020 года законодательство было обновлено в соответствии с рекомендациями FATF. Теперь криптоплатформы должны проводить KYC/AML-проверку клиентов и сообщать регулятору о крупных или подозрительных транзакциях.
Сальвадор
Сальвадор — самое незначительное по территории государство Латинской Америки. Но 9 июня 2021 года парламент страны одобрил предложенный президентом Найибом Букеле «Закон о признании биткоина законным платежным средством» наряду с долларом США.
В результате через 90 дней после принятия закона ВТС должен приниматься к оплате всеми торговцами страны. Биткоином также можно будет оплатить налоги, а власти страны создадут собственный ВТС-кошелек. Все сделки могут быть мгновенно конвертированы в фиатную валюту через специальный государственный трастовый счет на $150 млн.
Власти страны также надеются, что принятие биткоина поможет получить доступ к финансовым услугам жителям, у которых нет возможности завести банковский счет. Таким образом в администрации планируют увеличит ВВП страны.
Подробнее о признании биткоина законным платежным средством в Сальвадоре мы рассказали в отдельной статье.
Все больше стран принимают криптовалюты
Как видите, регулирование криптовалют необязательно должно быть жестким. Десятки стран по всему миру разрешили свободный оборот цифровых валют, торговлю ими и ведение криптобизнеса — и их финансовая система не рухнула, а преступники не захватили власть.
Надеемся, перечисленные страны послужат примером для других, а крипторегулирование в ближайшее время станет более либеральным и дружелюбным на глобальном уровне.