Подписывайтесь на наш Telegram канал
Новости крипторынка у вас в телефоне
Подписаться
Пицца Laszlo
10 000 BTC
Стоимость пиццы Ласло на сегодняшний день составляет:
$ 569 990 000
До Bitcoin Pizza Day еще 252 дня

ICO, IEO или IDO: обзор моделей финансирования криптопроектов

Содержание статьи:

На крипторынке начинает пользоваться популярностью IDO (от английского Initial DEX Offering) — первичное предложение монет на децентрализованных биржах (DEX). Это аналог ICO и IEO, но сбор средств происходит через пулы ликвидности. IDO претендует на то, чтобы стать новым отраслевым стандартом инвестирования криптопроектов. Но удастся ли это ему? И остаются ли еще актуальными ICO и IEO? Разобрались, как устроена каждая из этих моделей, чем они отличаются и чем похожи, каковы их перспективы и как принять в них участие. 

ICO

Initial Coin Offering (ICO, Первичное предложение монет) — способ привлечения инвестиций для криптопроектов через продажу их токенов или монет. 

Это эквивалент первоначального публичного размещения ценных бумаг (IPO) на фондовом рынке, в ходе которого компания выходит на биржу и продает свои акции. Но в отличие от IPO, инвесторы в ICO не получают долю в компании или право на дивиденды. Они приобретают только монеты проекта, которые после его запуска можно использовать, например, для оплаты услуг в нем. Поэтому ICO больше похоже на краудфандинг — коллективное инвестирование в проект. 

Как это работает?

Стартап, который хочет провести ICO, выпускает монеты и продает их инвесторам по фиксированной цене. Для привлечения внимания к проекту часто используются аирдропы — бесплатная раздача монет. 

После окончания ICO монеты проектов зачастую выходят в открытую продажу и размещаются на криптобиржах. После этого их цена определяется спросом и предложением: если инвесторы верят в проект — цена растет, если не верят — падает. 

Перед запуском команда проекта создает сайт и пишет white paper, или «белую книгу», — документ, в котором рассказано об устройстве и перспективах новой криптовалюты, технологии или сервиса. Также часто создается roadmap, или «дорожная карта», — примерный план развития проекта. 

Преимущества и недостатки ICO

В 2016–2018 годах ICO преподносилось как будущее сферы инвестирования. Казалось, что у этого способа привлечения средств огромные преимущества перед остальными моделями. К сожалению, реальность оказалась не такой радужной. 

Быстрый и дешевый способ привлечь инвестиции. ICO обходились сравнительно дешево: не считая расходов на разработку продукта, команда должна была лишь сделать сайт, выпустить white paper и провести рекламную кампанию. Во время криптобума 2017 года необязательно было даже иметь минимально жизнеспособный продукт. 

Отсутствие регулирования. В первые годы проведения ICO никак не регулировались со стороны властей. Юристам крупных криптокомпаний казалось, что такая модель инвестирования не нарушает законодательство о ценных бумагах. Однако постепенно большинство регуляторов мира стали классифицировать ICO как аналог IPO. Например, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) рассматривает в качестве таковых многие крупные ICO, организаторы которых впоследствии вынуждены платить огромные штрафы за размещение незарегистрированных ценных бумаг. 

Большинство ICO оказались скамом. Из-за легкости проведения и отсутствия регулирования ICO часто проводили мошенники и недобросовестные разработчики. Так, по оценкам американской компании Satis Group, до 80% всех ICO оказались либо скамом, либо их проекты так и не были запущены. Это серьезно подорвало веру рядовых инвесторов в эту модель сбора средств. 

Крупнейшие ICO

В 2017–2018 годах ажиотаж вокруг ICO был так силен, что проектам удавалось привлечь сотни миллионов и даже несколько миллиардов долларов. Ранее мы подробно рассказали о крупнейших ICO и о том, что случилось с проектами, которые их провели. Среди них: 

  • EOS — $4.19 млрд; 
  • Telegram Open Network — $1.7 млрд;
  • TaTaTu — $575 млн;
  • Dragon Coin — $407 млн;
  • Hyundai DAC — $258 млн;
  • Filecoin — $257 млн;
  • Tezos — $232 млн;
  • Sirin Labs — $157.8 млн;
  • Bancor Network — $153 млн;
  • Polkadot — $145 млн.

Перспективы ICO

В 2017–2018 годах. криптосектор пережил настоящий бум ICO: суммарные инвестиции превысили $22.5 млрд. После этого активность компаний в ICO начала резко снижаться. А из-за того, что на сектор стали обращаться внимание финансовые регуляторы по всему миру, ICO закрепились в серой зоне. Более того, пока нет даже намеков на то, что эта модель привлечения средств сможет получить одобрение властей, по-крайней мере в своей нынешней форме. 

При этом простые инвесторы разочарованы и результатами проектов, которые проводили ICO: лишь некоторые смогли достичь реального успеха. Среди них преимущественно крупные проекты вроде EOS, Polkadot или Filecoin, которые смогли принести инвесторам прибыль. Оставшееся большинство организаторов ICO не показали ощутимых результатов, а их монеты практически обесценились. 

Как принять участие в ICO

Это просто — достаточно выбрать проект на одном из агрегаторов, например, Icoholder.com. При выборе проекта проанализируйте: 

  • компетенцию разработчиков — насколько это известные люди, как легко найти про них информацию в сети, есть ли у них необходимый опыт;
  • white paper и техническую документацию — насколько четко определены цели проекта, каковы ближайшие перспективы;
  • открытость — есть ли контакты команды проекта, адрес регистрации.

IEO

Initial Exchange Offering (IEO, Первичное биржевое размещение) — вариант ICO, которое проходит под руководством криптобиржи. 

Как это работает?

Главное отличие IEO от ICO — наличие криптобиржи в качестве посредника. Команда торговой площадки проверяет проект и его монеты, оценивает потенциал и сразу проводит прямой листинг — размещает на своей криптобирже. Процесс проверки проекта аналогичен тому, что происходит при листинге любой другой монеты: биржа изучает white paper проекта и его техническую документацию, опыт команды, востребованность проекта и его инвестиционную привлекательность. 

В отличие от ICO, при котором команда проекта отвечает за все сама, при проведении IEO огромную часть работы берет на себя биржа: у нее уже есть необходимая инфраструктура для запуска, аудитория, рекламные каналы. Взамен она получает комиссии или монеты проекта. 

Преимущества и недостатки IEO

IEO стали популярны в 2018–2019 годах. Тогда казалось, что эта модель решает все проблемы ICO и станет отраслевым стандартом. Но на практике у IEO есть не только достоинства, но и недостатки. 

В ходе IEO проект проходит проверку со стороны криптобиржи, поэтому случаи мошенничества исключаются. Да и листинга ждать не надо — остаются только инвестиционные риски. 

Для торговой площадки IEO — это возможность дополнительно заработать и получить новых клиентов, которые придут ради перспективного токенсейла. Для инвесторов процесс участия в IEO предельно прост — нужно лишь зарегистрироваться на бирже. Эмитенты токенов тоже выигрывают от IEO на биржевых платформах: это быстрее и проще, чем проводить ICO самостоятельно. Плюс потенциальными инвесторами становятся сразу все клиенты биржи — не надо тратиться на рекламу и охват гораздо шире. 

Но проведение IEO накладывает определенные ограничения. Например, биржа сама устанавливает минимальную цену токена или ограничение на объем продаж актива на одного пользователя. Поскольку биржи полностью контролируют процесс токенсейла, это позволяет площадке манипулировать ценами токенов проекта. 

Крупнейшие IEO 

Первые IEO прошли еще в 2017 году на крупнейщей криптобирже Binance. Но настоящую популярность эта модель финансирования приобрела только в 2019 году после того, как BitTorrent и Fetch.AI провели свои токенсейлы, собрав $7 млн и $5 млн соответственно. 

На успех IEO на Binance обратили внимание такие биржи, как Bittrex, Exmo, Huobi, KuCoin, Latoken, OKEX и другие. В отличие от ICO они смогли привлечь лишь миллионы долларов, например, Band Protocol — $5.8 млн, Celer Network — $4 млн, Elrond — $3.25 млн, Top Network — $3.4 млн. 

Перспективы IEO

Бум IEO пришелся на 2019 год. Только на Binance Launchpad в общей сложности было проведено более 50 IEO, которые привлекли свыше $159 млн. Но IEO не были такими масштабными и ажиотажными, как ICO — новой волны хайпа на крипторынке они не создали. 

Тем не менее, в отличие от ICO, сейчас IEO все еще остается востребованным форматом привлечения средств в молодые проекты, но большинство из них не пользуются спросом со стороны криптопользователей. 

Кроме того, регуляторы, в частности SEC, считают и IEO аналогом размещения ценных бумаг. Поэтому эту модель не используют для сбора средств среди американских пользователей криптобирж. 

Как принять участие в IEO? 

Принять участие в IEO может любой пользователь криптобиржи, поддерживающей данную модель. При этом купленные в ходе IEO монеты сразу поступят на криптокошелек торговой площадки. 

Правила участия в IEO зависят от площадки. Но в любом случае инвестор должен зарегистрироваться на выбранной бирже и пройти KYC/AML (если это регулируемая биржа). 

Также надо учитывать, что монет проекта может не хватить на всех желающих. Поэтому Binance, а вслед за ней и другие биржи, использует схему лотереи — право на участие в IEO разыгрывается среди держателей BNB — внутренней монеты этой торговой платформы.

IDO

Initial DEX Offering (IDO, Первичное предложение на DEX) — это первичное предложение монет проекта на децентрализованной криптобирже.

В отличие от ICO и IEO, где инвесторы сначала покупают монеты проекта, а затем происходит его листинг на бирже, в IDO первичная продажа монет и их листинг происходят практически одновременно. Основное различие между этими моделями сбора финансирования заключается в том, что в IDO проектам не нужно проходить проверку со стороны криптобиржи. 

Как это работает? 

Средства привлекаются с помощью смарт-контрактов пулов ликвидности — коллективных хранилищ средств пользователей децентрализованных торговых платформ. 

В обычных централизованных криптобиржах, например, Binance или Coinbase, торговля происходит на основе биржевого стакана, где собраны ордера на покупку и продажу активов. Их цена определяется спросом и предложением. Если пользователи не могут договориться о цене цифрового актива (на выставленные цены нет покупателей или продавцов), то в дело вступает маркетмейкер — крупный игрок, который поддерживает торговую активность. Централизованная биржа не может работать без маркетмейкера — без него она неликвидна, а закрытия сделок пришлось бы ждать часами. 

В децентрализованных биржах нет биржевого стакана и маркетмейкеров. Их функцию выполняют пулы ликвидности — они работают как автоматизированные маркетмейкеры (АММ), обменивая активы без участия маркетмейкера. То есть они позволяют трейдерам обменивать активы прямо из пула, не дожидаясь покупателей или продавцов. Для каждой конкретной пары активов есть собственный пул, например, для USDT и ЕТН — пул USDC/ETH, который позволяет трейдерам обменивать свой USDC на ETH и наоборот.

Конкретная цена обмена устанавливается сложным алгоритмом ценообразования, который называется Bonding Curves. Он основан на соотношении активов в пуле: когда монеты покупаются, их цена растет, а когда продаются — падает. 

Ценовой баланс поддерживается за счет трейдеров. Они «замораживают» в пуле свои активы, обеспечивая ликвидность, получая за это вознаграждение. При этом цена актива в пуле может отличаться от цен на централизованных биржах. 

Формально провести IDO может любой пользователь DEX. Нужно лишь активировать специальный контракт, зарегистрировать новый токен и обеспечить пулу ликвидность. Чтобы избежать мусорных IDO, площадки все-таки отбирают проекты. Выбранные проекты попадают на launchpad-платформы — платформы, на которых криптостартапы могут привлекать капитал. Например, в Polkastarter процесс подачи заявок контролируется командой Polkastarter и наблюдающим советом Polkastarter, в который входят члены Huobi, Polygon, Alchemy и другие инвесторы и предприниматели.

Большинство IDO проходит на Uniswap, а, следовательно, на Ethereum. Но растет использование и других блокчейнов, в том числе Solana, Polkadot и Binance Smart Chain (BSC). Запуск проектов на них, позволяет значительно сэкономить за счет сетевых сборов — у Ethereum они могут быть слишком высокими. Поэтому все чаще проекты проводят IDO на нескольких площадках сразу.

Отличия IDO от ICO и IEO

Модель IDO похожа на ICO и IEO, но у нее есть принципиальные отличия, которые позволяют ей избегать недостатков этих способов привлечения инвестирования на крипторынке. 

Быстрый и дешевый листинг. Продажа токенов при ICO обычно проходит через сайт. Это требует времени и затрат на разработку, плюс надо обеспечить безопасность активов. 

Продажа монет в рамках IDO проходит через смарт-контракты и готовую инфраструктуру DEX-площадки, что быстрее и дешевле. В результате возможность собрать средства есть практически у любого проекта. 

Если для финансирования проекта разработчики используют IDO, они платят лишь комиссии за развертывание нового смарт-контракта, который будет контролировать пул ликвидности и монету проекта. 

Мгновенная ликвидность. Эмитенты ICO- и IEO-проектов должны найти торговую площадку, которая проведет листинг монеты. Это сложно для начинающих проектов: биржи берут с них деньги за размещение (от десятков до сотен тысяч долларов). Чтобы актив был ликвиден, его надо разместить на нескольких биржах сразу. Это дорого и долго. 

С IDO торговый рынок создается одновременно с запуском монеты, что решает такие проблемы, как недостаток ликвидности и проскальзывание цен (разница между ценой, которую назначил трейдер для заключения сделки, и фактической ценой, по которой она была исполнена). 

IEO тоже позволяет сразу получать ликвидность. Однако централизованные биржи устанавливают более строгие правила листинга: например, требуют уплаты комиссионных за листинг и запрещают проведение параллельного листинга на другой площадке. 

Недостатки модели IDO 

Несмотря на то что модель IDO выглядит очень многообещающей, у нее есть и проблемные моменты. 

В частности, отсутствие механизмов контроля цен монет IDO. После первой покупки цена на актив проекта начинает расти. В итоге лишь незначительное число первых покупателей могут купить актив по изначальной цене.

Трейдеры могут воспользоваться таким движением цены, чтобы заработать за счет других пользователей. Например, это произошло в июле 2020 года во время продажи BZRX в рамках IDO. Группа трейдеров разработала торгового бота, который быстро скупил огромное количество монет проекта по начальной цене. Тем временем трейдеры спамили сеть Ethereum, мешая другим инвесторам покупать BZRX. После этого трейдеры продали свои BZRX по более высокой рыночной цене инвесторам и получили миллионы долларов прибыли.

Крупнейшие IDO

Первое IDO состоялось в июне 2019 года, когда протокол Raven провел токенсейл через Binance DEX, собрав свыше $500 000 и продав 3% от общего количества монет.   Как и в случае с IEO, Binance DEX стала ключевым драйвером роста популярности IDO. 

В апреле 2020 года прошло IDO децентрализованной платформы финансовых контрактов UMA Protocol. При первоначальных оценках в $535 000 сейчас капитализация проекта более $1.28 млрд. 

Среди других крупных IDO выделим Compound, bZx Protocol, mStable, SushiSwap, Shift, ExeedMe. Точные размеры собранных сумм назвать сложно, ведь активы моментально перепродавалась и росли в цене. Монеты этих проектов выросли после токенсейла в десятки раз. 

‍Перспективы IDO

Платформы, основанные на пулах ликвидности, такие как Uniswap, все чаще становятся предпочтительной площадкой сбора финансирования и распространения DeFi-токенов. IDO набирают популярность и, возможно, станут новым отраслевым стандартом. 

Сейчас в основном через IDO привлекают средства DeFi-проекты. Но это не значит, что проекты из других сфер криптосектора не могут использовать эту модель финансирования. Тем не менее маловероятно, что IDO полностью заменит ICO и IEO.

Как принять участие в IDO?

Среди популярных площадок для проведения IDO: Uniswap, Bancor, Binance DEX, Polkastarter, SushiSwap, DuckSTARTER, BSCstarter, Solstarter, DxSale, Curve и PancakeSwap от Binance Smart Chain

Искать предстоящие IDO можно через специальные агрегаторы, например, CoinList. 

Но принять в них участие сможет не каждый пользователь торговых площадок. Предложение монет обычно ограничено, поэтому эмитентам приходится прибегать к хитростям: ограничивать количество монет для покупки на одного пользователя или предоставлять возможность покупки только держателям какого-то количества внутренних монет DEX. 

Например, у Polkastarter есть два вида пулов — один открытый для всех и один, где могут участвовать только держатели POLS. Конкуренция во втором значительно меньше. Иногда биржи проводят лотереи. В итоге «входной билет» для участия в IDO может обойтись в сотни долларов. 

Также для участия в большинстве IDO надо: 

  • пройти KYC/AML-проверку (сообщить свои данные) — это нужно, чтобы избежать возможных проблем с регулятором в будущем на случай, если тот сочтет такую модель сбора средства нарушающей какое-либо законодательство;
  • держать внутренние монеты криптобиржи или предоставить ликвидность в другой форме;
  • зарегистрироваться в white list (белом списке) — очереди из пользователей, которые хотят поучаствовать в IDO. Чтобы попасть в white list, пользователи обычно должны выполнить различные маркетинговые задания: например, присоединиться к Telegram-чату проекта или подписаться на Twitter-аккаунт. 

В заключение 

Как видим, модели привлечения инвестиций в молодые криптопроекты с каждым годом становятся все более совершенными. Однако это не значит, что стоит слепо полагаться на добросовестность эмитентов и безопасность торговой платформы в случае с IEO и IDO. 

Поэтому напоминаем, что перед тем, как вкладывать в любой проект — изучите его white paper и техническую документацию, поищите информацию о членах команды и опыте разработчиков, а также отзывы других криптопользователей о проекте. 

Статьи по теме
22.12.2023
Обзор нового Web3-кошелька Binance: как настроить и пользоваться
0
13.12.2023
S&P Global оценил безопасность 8 стейблкоинов
0
24.11.2023
Обзор AAA-игры на блокчейне Shrapnel
0
22.06.2022
Обзор платформы Waves: в чем причины роста криптовалюты проекта
0
20.06.2022
Майкл Сейлор и MicroStrategy: как компания стала биткоин-китом
0