Майкл Сейлор и MicroStrategy: как компания стала биткоин-китом
IT-компания MicroStrategy покупает биткоины с августа 2020 года. За это время она стала держателем 129 218 ВТС — это больше, чем у любой другой публичной компании в мире. Но проблема в том, что на падающем рынке биткоин принес нереализованный убыток $1.67 млрд, а на покупку ВТС компания взяла кредиты на общую сумму $2.175 млрд. Более того, появилась информация, что при падении цены биткоина ниже $21 000 компании грозит маржин-колл — то есть вероятность ликвидации всей позиции. Однако глава MicroStrategy Майкл Сейлор заявил, что даже при падении BTC ниже $3 562 компания не продаст свои биткоины и будет держать их как минимум сто лет. Предприниматель верит, что ВТС однажды будет стоить дороже $1 млн, поскольку биткоин — это «тихая гавань», которая защищает инвесторов от инфляции. Разобрались, зачем MicroStrategy покупает так много биткоинов и как это сказывается на компании и крипторынке.
Майкл Сейлор и MicroStrategy
Майкл Сейлор — миллиардер, основатель и глава MicroStrategy. Компания с 1989 года разрабатывает программы для бизнес-аналитики и облачных сервисов.
В 1998 году MicroStrategy вышла на биржу NASDAQ и стала публичной компанией. Через два года, на пике дотком-пузыря, капитализация компании выросла в 60 раз, достигнув $25 млрд, а состояние Сейлора превысило $7 млрд.
В 2000-м Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обвинила компанию в манипулировании финансовой отчетностью. В отчетах MicroStrategy завышала оборот и объем продаж, в результате чего против компании и трех ее руководителей, включая Сейлора, был подан иск. На фоне этого акции MicroStrategy упали с $226 до $86, а через год стоили уже $1.75, а компании и ее руководителям пришлось выплатить более $11 млн штрафа. Сейлор вошел в историю как человек, чья компания за очень короткое время потерял $6 млрд.
MicroStrategy продолжила работу, но годами не показывала впечатляющих достижений. Например, в 2019 году она заработала всего $34 млн.
MicroStrategy и биткоин
В августе 2020 года Сейлор объявил, что MicroStrategy первой из публичных компаний будет инвестировать в биткоин в качестве резервного актива вместо вложений в фиатные валюты. Сейлор верил, что вскоре за MicroStrategy последуют и другие фирмы — так и случилось: вскоре биткоин купили Tesla, Square и MassMutual.
Тогда покупка биткоинов обошлась компании в $250 млн, которые были выделены из ее собственных денежных резервов. Затем компания потратила на ВТС еще $175 млн и $50 млн собственных средств. В декабре 2020 года MicroStrategy привлекла на покупку ВТС еще $650 млн: для этого компания выпустила долговые ценные бумаги со сроком погашения в 2025 году, в которых одна нота (опцион) будет конвертироваться в определенное количество акций компании или же погашена наличными. Проще говоря, MicroStrategy взяла в долг доллары, купив на них биткоины, а отдавать долг будет своими акциями или денежными резервами. В июне 2021 года компания за счет выпуска облигаций на $500 млн снова купила ВТС.
В марте 2022-го дочерняя компания MicroStrategy получила от банка Silvergate Bank кредит на $205 млн под залог биткоинов на сумму $820 млн. Отношение кредита к стоимости (LTV, оценка кредитного риска) — 25%. Поэтому когда цена ВТС упала ниже $21 000 за монету, MicroStrategy могла столкнуться с маржин-коллом, поскольку LTV достигла 50% (то есть стоимость залога сократилась вдвое). Однако в MicroStrategy рассказали, что маржин-колла от Silvergate Bank не поступало, поскольку в любой момент компания может внести дополнительные биткоины для обеспечения необходимого соотношения кредита к стоимости залога. Более того, по словам Сейлора, даже если цена биткоина опустится до $3 562, компании хватит биткоинов, чтобы обеспечить залог. Но и при более глубоком падении у компании имеются другие активы, которыми она сможет обеспечить залог.
В итоге почти за два года компания инвестировала в биткоин более 15 раз и купила 129 218 ВТС — это 0.615% от общей эмиссии биткоинов в 21 млн монет. MicroStrategy — крупнейший держатель первой криптовалюты среди публичных компаний.
Всего фирма потратила на приобретение биткоина $3.965 млрд, а средняя цена покупки — $30 700 за монету. На пике общая стоимость биткоинов компании составляла почти $6 млрд, а сейчас — $2.64 млрд. Рыночная капитализация MicroStrategy — $1.9 млрд, что на $1.496 млрд меньше, чем стоимость биткоинов на ее балансе. По состоянию на 20 июня нереализованный убыток компании составляет $1.67 млн, а общий объем кредитных обязательств — около $2.2 млрд под 1.8% годовых, или около $ 43.7 млн.
Если цена ВТС опустится ниже $17 000, стоимость всех биткоинов компании будет ниже размера ее долга. А дохода от основного бизнеса MicroStrategy по разработке ПО может оказаться недостаточно для обслуживания долга.
По словам Майкла Сейлора, компания не планирует продавать биткоин в течение века. Даже огромный нереализованный убыток не пугает Сейлора — он задумается о продаже монеты, только если ее цена упадет на 95%. Но предприниматель абсолютно уверен в том, что биткоин ждет долгосрочный восходящий тренд.
Зачем MicroStrategy покупает так много биткоинов
Сейчас бизнес-модель MicroStrategy построена вокруг двух основных стратегий: покупки и хранения огромного количества биткоинов и разработки программного обеспечения. Биткоины, очевидно, в приоритете.
Майкл Сейлор верит в первую криптовалюту. Предприниматель считает, что биткоин — «тихая гавань» для инвесторов во время финансовых потрясений, лучшая защита от инфляции и самый оптимальный актив для долгосрочного инвестирования. Сейлор называет первую криптовалюту «цифровым золотом» — он верит, что ограниченное предложение будет увеличивать ценность биткоина со временем. Среди других факторов массового принятия биткоина предприниматель выделяет принятие на регуляторном уровне, а также решение второго уровня Lightning Network, выносящее мелкие транзакции за пределы основной сети, чтобы не нагружать ее.
Сейлор уверен, что ВТС станет основным активом для передачи и хранения ценностей. Он также считает биткоин лучшим долгосрочным хранилищем ценности из всех ныне существующих. В мае этого года криптоевангелист рассказал, что у MicroStrategy нет конкретной цели по цене ВТС, но он предполагает, что та достигнет нескольких миллионов — «поэтому мы очень терпеливы и думаем, что биткоин — это будущее денег».
Сейлор придерживается собственной «теории биткоина» (термин предпринимателя). Для него первая криптовалюта — это «фундаментальная инновация, аналогичная появлению огня или электричества», новый и простой способ сохранения и передачи энергии в пространстве и времени. На конференции «Bitcoin Miami 2021» Сейлор пошел дальше, рассказав, что думает о криптовалютах как о «новой форме жизни», существующей в цифровом виде — сеть Bitcoin следует самовоспроизводящемуся децентрализованному протоколу, который стимулирует людей поддерживать ее работоспособность.
Сам Сейлор, по его заявлениям, владеет 17 732 ВТС, купленными по средней цене около $9 980. Это делает предпринимателя одним из ста крупнейших держателей биткоина. Среди причин, заставивших его обратить внимание на монету, Сейлор называл «кризисы экономики и здравоохранения, вызванные COVID-19, беспрецедентные меры государственного финансового стимулирования по всему миру, а также глобальную политическую и экономическую неопределенность».
Сейлор сторонник биткоина и никогда не упоминал вложения в другие криптовалюты. По его мнению, альткоины пока не смогли доказать, что столь же безопасны и жизнеспособны, как ВТС — биткоин уникален, так как в мире нет блокчейна с таким же уровнем принятия и безопасности.
MicroStrategy как аналог биткоин-ETF
После того как MicroStrategy начала покупать биткоин, котировки ее акций (MSTR) оказались во многом привязаны к первой криптовалюте. Последние два года вложения в биткоин работали чаще всего в пользу капитализации компании, чем против нее. Если в этом была изначальная цель Сейлора, то она сработала.
Инвестиции в ВТС стали драйвером роста MSTR, но и перенесли на бумаги компании волатильность крипторынка. Всего за полгода после покупки биткоина акции MicroStrategy выросли на пике более чем в 9 раз. Но с февраля 2021-го они сильными отскоками снижаются и сейчас торгуются ненамного выше, чем в августе 2020-го — около $168 против $140.
Цена бумаг MicroStrategy в основном зависит от стоимости биткоина, но эта корреляция часто нарушается. Но в целом с осени прошлого года котировки MSTR и BTC повторяют друг друга. При этом биткоин от пика потерял чуть более половины, а MSTR — упала более чем в 6 раз.
Кажется, что перспективы акций MicroStrategy в основном зависят от стоимости ВТС и состояния фондового и крипторынка, а не от прибыльности основного бизнеса компании. Даже нынешняя цена MSTR держится за счет покупки биткоина — фундаментальных оснований для повышения котировок нет. Инвестировать в бумаги стоит только тем, кто готов к волатильности и спекуляциям.
Многие аналитики упрекали MicroStrategy в том, что компания перестала быть IT-фирмой и превратилась в инвестфонд. Сейлор не согласен с таким подходом, так как, согласно законодательству о ценных бумагах США, инвестфондом является компания, инвестирующая не менее 40% активов в ценные бумаги. Очевидно, что это условие формально, и фактически MicroStrategy действительно выступает как криптовалютный инвестфонд. Акции компании — это уже не бумаги IT-компании, а акции биткоин-холдинга, у которого также есть бизнес по разработке программного обеспечения.
Фактически акции MicroStrategy стали аналогом биткоин-ETF, биржевого фонда на биткоин, то есть инвесторы, в том числе институциональные, получили возможность вложиться в биткоин через фондовый рынок. Напомним, что ETF-фонд покупает одну или несколько цифровых валют и продает клиентам свои акции, привязанные к базовым активам, на фондовой бирже. Биткоин-ETF запущены в нескольких юрисдикциях, но уже более 5 лет SEC отклоняет заявки на такие же фонды в США.
В апреле 2022 года на конференции «Bitcoin Miami 2022» Майкл Сейлор и сам подтвердил, что инвестирование в MicroStrategy ближе всего именно к вложениям в биткоин-ETF. «Поскольку мы генерируем денежные потоки, мы считаем, что наша ответственность перед акционерами — конвертировать валюту, которая девальвируется, в актив, который ценится», — сказал Сейлор. Также он отметил, что компания не диверсифицирует риски (не вкладывается в другие криптовалюты), так как придерживается последовательной стратегии. «Если вы хотите вложить в биткоин 2% своего портфеля, можете вложить их в MicroStrategy», — такую стратегию посоветовал Сейлор. Но предприниматель умалчивает о том, что не существует арбитражного механизма, обеспечивающего, чтобы цена акций MSTR оставалась в соответствии со стоимостью биткоина на его балансе. То есть бумаги MicroStrategy — это все-таки ненастоящий биткоин-ETF, а, скорее, квази-ETF. Инвесторам, которые хотят вложиться в крипторынок через традиционные инструменты, гораздо больше подойдут бумаги биткоин-траста GBTC крупнейшего криптовалютного инвестфонда Grayscale.
Авантюрная ставка на биткоин
За последние два года Майкл Сейлор стал настоящим биткоин-апостолом. Он часто дает интервью крипто-СМИ и регулярно выдает прогнозы о будущем «туземуне». Но из-за почти маниакального стремления купить как можно больше биткоинов у Сейлора неоднозначная репутация: то ли он гениальный визионер, то ли авантюрист, или даже криптофрик. Ни одна из публичных компаний не связала свою судьбу с биткоином настолько сильно.
Главная проблема биткоин-стратегии Сейлора в том, что он покупает монету не на свободные, а на кредитные деньги. Большая часть прибыли компании от IT-бизнеса идет на обслуживание долга, а те, что остаются, направляются не на развитие, а на покупку еще большего количества биткоинов.
Вложения в первую криптовалюту на пике цен в 2021-м принесли MicroStrategy нереализованную прибыль более чем в $2.3 млрд, но Сейлор сделал ставку на HODL — удержание актива ради большей прибыли. Если ВТС продолжит падение, огромный долг и корреляция MSTR с биткоином могут обернуться банкротством компании.
Сейлор сделал ставку только на биткоин, а не на весь крипторынок. Теперь будущее MicroStrategy полностью зависит от цены первой криптовалюты. Если ВТС будет в бычьей стадии в ближайшие годы, ставка окажется выигрышной. Но в случае затяжной криптозимы MicroStrategy может не дожить до ее завершения, даже если биткоин однажды и доберется до миллиона. Рейтинговые агентства Moody’s и S & P Global Ratings уже отметили возможность дефолта компании.
Ставка Сейлора на биткоин несет риски не только для его компании, но и для всего крипторынка. Если однажды MicroStrategy будет вынуждена срочно избавляться от своих монет, чтобы погасить долги, это спровоцирует сильное падение ВТС. А если вынужденная распродажа придется на самый суровый период криптозимы? Как много найдется тогда покупателей и какую скидку попросят те, кто решится купить биткоин во время кризиса?
После недавнего падения биткоина к отметке около $20 000 Сейлор в очередной раз заявил, что компания продолжит держать монету, несмотря ни на что. Предприниматель уверяет, что его стратегия учитывает волатильность и баланс компании структурирован с учетом удержания ВТС даже при серьезных просадках. Что касается долга перед Silvergate Bank, то маржин-колла не произойдет — компания использует свои биткоины для внесения в залог дополнительных монет. Чтобы случился маржин-колл, биткоин должен упасть до $3 562. Но даже и в этом случае компания сможет заложить другое обеспечение для собственного спасения.
Стратегия Сейлора (если можно ее так назвать) — это именно авантюра. Он покупает биткоин, несмотря на цену и ситуацию на рынке. Аналитики MicroStrategy и сам предприниматель прекрасно осознают риски. Но, несмотря на них, он идет ва-банк.