SEC встала на тропу войны с эмитентами USDC
Похоже, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) всерьез взялась за топовых игроков американского крипторынка. В середине сентября предупреждение о возможном начале расследования получила крупнейшая криптобиржа страны Coinbase. Из-за этого площадке пришлось отказаться от запуска кредитного продукта Coinbase Lend. А 4 октября SEC прислала судебную повестку о начале расследования компании Circle Financial, которая вместе с Coinbase является эмитентом стейблкоина USD Coin (USDC). В команде с SEC действует и Министерство финансов США — до конца месяца ведомство представит отчет о необходимости более жесткого регулирования стейблкоинов и их эмитентов. Разобрались, почему регулятор расследует деятельность Coinbase и Circle и как ужесточение регулирования стабильных монет в США отразится на крипторынке.
Почему SEC расследует деятельность Coinbase
В июне Coinbase объявила о планах запустить криптовалютный кредитный продукт Coinbase Lend, который предполагает начисление 4% годовых держателям USDC. Продукт преподносился как альтернатива банковкому вкладу с более высокой доходностью — средняя ставка по депозитам в США составляет около 0.5%. Счета в Coinbase Lend также должны были получить страховку в Федеральной корпорации по страхованию вкладов США (FDIC).
Однако американские регуляторы не дали Coinbase Lend выйти на рынок. Так, 1 сентября SEC предупредила, что подаст в суд на Coinbase, если криптобиржа не откажется от запуска Lend. В SEC посчитали, что новый продукт от Coinbase является инвестиционным контрактом, который должен быть зарегистрирован у регулятора. Биржа не согласилась с такой оценкой и отметила, что вела переговоры с SEC по поводу Coinbase Lend и предупреждение регулятора стало для компании неожиданностью. Как сообщил глава криптобиржи Брайан Армстронг, Coinbase обсуждала с SEC возможность запуска Coinbase Lend на протяжении полугода, предоставляя всю информацию о продукте. За это время регулятор так и не объяснил, почему интерпретирует Coinbase Lend в качестве инвестиционного контракта. Тем не менее в Coinbase решили отложить запуск продукта как минимум до октября, но впоследствии от запуска компания отказалась.
Интересно, что продукт специально разрабатывался с учетом существующих законов в США об инвестиционных контрактах. Так, в Coinbase Lend проценты должны были начисляться только за хранение USDC, ставка в 5% была гораздо ниже рыночных 8–13%, предлагаемых другими платформами, а клиенты Coinbase не инвестировали в проект. Все средства клиентов были бы застрахованы, и все USDC на счетах можно было бы обменять на доллары. Выплачиваемые проценты не зависели бы от другой деятельности Coinbase, ведь в противном случае, согласно тесту Howey, Coinbase Lend подпадал бы под классификацию инвестиционного контракта в США (тест применяется при оценке того, подпадает ли актив под законодательство о ценных бумагах или нет).
Более того, глава Coinbase упрекнул SEC в том, что та запрещает продукт компании, не объясняя причин и не предоставляя четких критериев, которым такой продукт должен соответствовать.
Если между SEC и Coinbase начнется судебное разбирательство, то это может негативно сказаться на всем криптосекторе. Если регулятор запретит через суд продукт такой крупной и регулируемой биржи, как Coinbase, он может обратить внимание и на проекты поменьше. В конце концов это может создать опасный прецедент, когда любой продукт, генерирующий процентный доход, может рассматриваться как аналог ценных бумаг и подпасть под юрисдикцию SEC.
В подтверждение этому в середине сентября глава SEC Гэри Генслер заявил, что десятки цифровых активов, торгуемых на криптобиржах, в том числе стейблкоины, по сути являются незарегистрированными ценными бумагами. Поэтому такие цифровые активы и криптобиржи, торгующие любыми видами ценных бумаг, должны регистрироваться в SEC. Но Генслер не перечислил признаки, по которым ведомство классифицирует активы в качестве зарегистрированных ценных бумаг. Если регулятор законодательно закрепит критерии, по которым десятки цифровых активов могут быть отнесены к аналогу ценных бумаг, то криптобиржам, вероятно, придется провести делистинг таких активов — иначе им грозят санкции SEC. Если такое случится, это будет сильный удар по всему криптосектору.
В результате 17 сентября Coinbase полностью отказалась от запуска Coinbase Lend. Компания не решилась на судебное разбирательство с SEC, тем самым избежав возможных крупных штрафов. Это понятное решение, но в то же время такой громкий кейс предоставил бы криптоиндустрии более четкое понимание критериев, по которым регулятор определяет те или иные активы как ценные бумаги. Теперь же сохраняется вероятность того, что SEC вместо Coinbase возьмется за какую-нибудь небольшую компанию. Ведь одержать над ней победу в суде будет проще, а это создаст опасный прецедент и позволит регулятору использовать его в борьбе против остальных компаний сектора.
SEC расследует деятельность Circle
SEC интересуется не только Coindase. 4 октября регулятор прислал повестку о начале расследования Circle Financial. Регулятор просит компанию предоставить данные об активах, которые используются для проведения и обеспечения клиентских операций.
О повестке сообщила сама Circle. Компания заявила, что сотрудничает с регулятором еще с июля этого года — тогда Circle получила повестку от SEC с запросом информации о некоторых холдингах, клиентских программах и операциях компании. В августе Circle также сообщила, что регулятор проводит расследование в отношении деятельности ее бывшей дочерней компании Poloniex. В итоге Circle все же выплатила SEC более $10 млн штрафа из-за обвинений в адрес Poloniex, которую регулятор посчитал незарегистрированной криптовалютной биржей.
Circle не уточняет масштабов расследования SEC и его деталей. Но формулировка запроса указывает на его широкий охват. Интересно, что первая повестка регулятора поступила примерно через месяц после презентации нового депозитного продукта Circle Yield с доходностью от 5.75% до 6.50% годовых в USDC. При этом Circle уже начала привлекать корпоративных клиентов, обещая им «хорошо регулируемый продукт» в юрисдикции Бермудских островов. Параллель с претензией SEC к Coinbase Lend напрашивается сама собой.
Напомним, что Circle совместно с Coinbasе управляет консорциумом Centre — эмитентом второго по капитализации стейблкоина USDC. В июле фирма опубликовала отчет об обеспечении USDC. Согласно ему, 61% стабильных монет обеспечены долларами США, 13% — депозитными сертификатами, 12% — казначейскими облигациями, 9% — ценными бумагами. В конце августа консорциум заявил о планах держать резервы только в долларах и казначейских облигациях.
Очевидно, что Circle такими действиями стремится обеспечить прозрачность своей деятельности, работать в рамках традиционной финансовой системы и подчеркнуть, что «основная экономическая деятельность, лежащая в основе USDC, строится внутри финансовой системы США, а не за ее пределами».
Примечательно и то, что информация об обеспечении стейблкоина была предоставлена в рамках подготовки выхода Circle на биржу через сделку обратного слияния. Для этого Circle поглотит Concord Acquisition Corp, компанию по приобретению акций специального назначения (SPAC). Эта компания, созданная специально для слияния с другой фирмой, уже зарегистрирована на фондовой бирже, но не ведет никакой деятельности. Это достаточно популярная форма листинга криптокомпаний на фондовой бирже в последнее время. Ожидается, что Circle выйдет на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) в конце года под тикером CRCL. Ожидаемая оценка компании составит $4.5 млрд.
Но стоит отметить и другой интересный момент — публикация отчета об обеспечении USDC совпала с заявлением министра финансов США Джанет Йеллен о необходимости усиленного внимания правительства к сектору стейблкоинов.
В августе глава Circle Джереми Аллер объявил о реструктуризации компании — она станет коммерческим криптобанком с полным резервированием. Это такой банк, который хранит всю сумму средств вкладчиков в деньгах и в любой момент может выдать деньги всем вкладчикам (в противоположность ему большинство банков работают с частичным резервированием). Деятельность такого учреждения регулируется аналогом центробанка в США Федеральной резервной системой США (ФРС), Министерством финансов, Управлением контролера денежного обращения США (OCC) и Федеральной корпорации по страхованию вкладов США (FDIC). По словам Аллера, компания изначально двигалась в направлении глобального банка. Он отметил, что компания будет работать в соответствии с национальными и международными стандартами, предъявляемыми к стейблкоинам, когда они появятся.
Компания ожидает, что реструктуризация Circle должна укрепить позиции USDC на крипторынке и поэтому в скором времени оборот USDC может достичь нескольких сотен миллиардов долларов. Сейчас капитализация стейблкоина $32.46 млрд.
Регулирование стейблкоинов в США
Общая капитализация всех стейблкоинов превышает $127 млрд и за последний год выросла в 6 раз. Естественно, что таким крупным и стремительно развивающимся сектором интересуются регуляторы и власти США, тем более что большинство стейблкоинов привязаны именно к доллару. Ранее мы подробно рассмотрели основные стейблкоины и перспективы развития сектора.
В июне глава ФРС Бостона Эрик Розенгрен заявил о том, что стейблкоины угрожают финансовой системе вообще и рынку краткосрочного кредитования в частности. А в июле министр финансов Джанет Йеллен создала рабочую группу для обсуждения регулирования стейблкоинов. Тогда же конгрессмен Дон Бейер представил законопроект, предусматривающий запрет некоторых стабильных монет. Документ предусматривает среди прочего регулирование криптовалют Комиссией по торговле товарными фьючерсам (CFTC) и SEC, проведение транзакций через специальный репозиторий, соблюдение эмитентами стабильных монет банковского законодательства, выпуск ФРС цифрового доллара.
Опять же в июле экономист Йельского университета Гэри Гортон и юрист ФРС Джерри Чжан опубликовали исследование стейблкоинов, в котором пришли к выводу, что без регулирования популяризация стейблкоинов приведет к повторению эпохи «дикого банкинга» середины XIX века. Тогда в стране не было единой федеральной банковской системы и частные банки выпускали собственные валюты. Периодически такие банки банкротились, а их деньги обесценивались.
Более того, в конце сентября Гэри Генслер сравнил стейблкоины с фишками в казино и вновь отметил, что считает многие из них незарегистрированными ценными бумагами и инвестиционными контрактами. Поэтому Генслер призвал отнести их регулирование к зоне ответственности SEC и CFTC. Чуть позже конгрессвумен Синтия Ламмис заявила, что стейблкоины должны быть полностью обеспечены наличными деньгами.
Но самый громкий звоночек поступил в октябре, когда СМИ сообщили, что администрация президента США Джо Байдена работает над регулированием эмитентов стейблкоинов — на них планируют распространить те же требования, которые применяются к банковскому сектору. Ожидается, что рекомендации администрации будут включены в предстоящий доклад Рабочей группы Президента по финансовым рынкам (в нее входят Гэри Генслер, Джером Пауэлл и Джанет Йеллен), который должен быть опубликован в конце октября. В докладе, помимо прочего, будет представлен подход властей к регулированию стейблкоинов.
Подробности документа пока неизвестны. По инсайдерской информации, Рабочая группа предложит распространить на эмитентов стейблкоинов банковское законодательство, а Конгрессу — разработать новый тип устава для таких случаев. Совет по надзору за финансовой стабильностью (FSOC) получит возможность проверки стейблкоинов — если ведомство обнаружит, что эти активы могут представлять угрозу для стабильности финансовой системы, ФРС будет поручено разработать правила для борьбы с этой угрозой. Также существует вариант использовать положение банковского закона 1933 года для регулирования стабильных монет в качестве депозитов, но такой подход должно одобрить Министерство юстиции.
Белый дом США также рассматривает возможность обращения к Конгрессу с просьбой разработать соответствующее законодательство. В ближайшее время также ожидается публикация доклада ФРС о потенциальном выпуске цифрового доллара.
Распространение на эмитентов стейблкоинов банковского законодательства — ожидаемый отраслью шаг. Помимо Circle в этом направлении движется и компания Paxos, эмитент USDP (ранее PAX) и BUSD в партнерстве с Binance — в апреле она получила лицензию общенационального трастового банка, а сейчас планирует получить лицензию клирингового агентства.
SEC следит и за другими компаниями
Внимание регуляторов и властей США к стейблкоинам и крупным криптокомпаниям не удивляет. Ведомства уже давно критикуют криптосектор и заявляют о необходимости его регулирования. Его ждут и сами криптокомпании.
Вспомним несколько последних примеров:
- В декабре SEC обвинила Ripple и ее руководство в продаже незарегистрированных ценных бумаг под видом XRP.
- С июля регуляторы пяти штатов запретили накопительные депозитные счета криптоплатформы BlockFi, которая уже привлекла от инвесторов около $14.7 млрд. Аргументация та же — нарушение законодательства о ценных бумагах.
- В начале сентября SEC начала расследование в отношении Uniswap Labs, оператора одной из крупнейших DEX.
В заключение
Власти США неоднократно заявляли, что не собираются запрещать криптовалюты — речь лишь о регулировании сектора. Но между представителями рынка и регуляторами зреет напряженность — власти никак не могут определиться, какие цифровые активы подпадают под законодательство о ценных бумагах, а какие нет.
Сектор надеялся, что с назначением на пост главы SEC Гэри Генслера в апреле этого года все изменится, но пока столкнулся лишь с более пристальным вниманием ведомства и регулированием через судебные разбирательства. Рынок несколько лет ждал более четких правил регулирования, но сейчас многие игроки криптоотрасли начинают опасаться, что когда оно появится, это сильно ограничит их деятельность, а также станет барьером на пути развития инноваций. Сейчас SEC занята криптобиржами и эмитентами стейблкоинов, но далее планирует заняться и регулированием децентрализованных криптобирж (DEX) и DeFi-площадок. Постепенно власти доберутся до всех секторов крипторынка.
На первый взгляд может показаться, что происходящее на рынке США — это лишь внутригосударственное дело. Но если власти значительно ужесточат требования, например, к стейблкоинам, им не добиться своих целей без помощи других национальных регуляторов и международного сотрудничества — иначе большинство стейблкоинов клиенты просто переведут в другие юрисдикции. Крипторынок США — один из ведущих в мире. От направления регулирования на нем во многом зависит развитие всего сектора.