Проблема инсайдерской торговли на крипторынке
1 июня в США был арестован бывший продакт-менеджер маркетплейса OpenSea Натаниэль Честейн по обвинению в инсайдерской торговле NFT и отмывании денег. По мнению прокуратуры, Честейн использовал конфиденциальную информацию OpenSea для личной выгоды. Это первый случай, когда инсайдерская торговля на крипторынке привела к реальному аресту. Еще один громкий пример такого рода мошенничества случился 12 апреля, когда некий трейдер купил малоизвестные альткоины на сумму в $400 000, а на следующий день за несколько минут до объявления об их листинге на Coinbase продал купленные активы уже за $572 000. Криптосообщество полагает, что это очередной пример инсайдерской торговли — использования непубличной или конфиденциальной информации для получения преимущества при торговле криптоактивами. На фоне этого мы решили разобраться, как устроена инсайдерская торговля на крипторынке, насколько распространена эта проблема и как криптосектор пытается бороться с ней.
Что такое инсайдерская торговля
Инсайдеры и инсайдерская торговля — это термины, которые пришли в криптомир с фондового рынка.
Инсайдеры — это люди или компании, обладающие непубличной информацией о ценных бумагах или их эмитентах, то есть те, кто знает о состоянии дел больше, чем простые инвесторы.
Инсайдерская информация — это непубличные данные, которые дают преимущество при проведении сделок или могут быть использованы для манипуляции ценой активов. То есть инсайдер знает об эмитенте актива что-то такое, что помогает ему выгоднее продать или купить этот актив.
При этом аналитические прогнозы, мнения экспертов, публичные новости о проекте не являются инсайдерскими данными. Если информация общедоступна — она не является инсайдерской. По этой причине не стоит искать непубличные данные в различных «инсайдерских» каналах, чатах и форумах. Основная цель большинства их авторов — продать доверчивым пользователям «эксклюзивный доступ в закрытый чат». На деле же шансы, что настоящие инсайдеры выложат стоящую информацию в открытый доступ, близки к нулю.
Инсайдерская торговля — использование инсайдерской информации при сделках на рынке. Например, информация о предстоящем партнерстве или листинге, найденном эксплойте или ведущемся против проекта расследовании властей может в значительной степени сказаться на цене актива.
На фондовом рынке инсайдерами могут быть держатели крупного пакета акций, топ-менеджеры, члены советов директоров, аудиторы, управляющие компании, брокеры и другие профессиональные участники рынка. По законодательству о ценных бумагах инсайдеры обязаны отчитываться биржевому регулятору о сделках с бумагами своей компании. Более того, в ряде случаев, например перед публикацией отчетности, они не имеют права торговать ими на бирже.
В криптомире к инсайдерам относятся:
- криптокиты — держатели значительного количества монет или трейдеры с крупным капиталом, которые своей торговлей могут влиять на движение крипторынка. Конкретного порога для того, чтобы отнести определенного криптопользователя к китам, нет, но чаще всего в случае с ВТС так называют владельцев более 1 000 биткоинов (около $30 млн в день публикации);
- разработчики криптопроектов — владеют наиболее актуальной информацией о развитии проекта и, как правило, являются держателями крупных сумм в нативном активе своего блокчейна;
- сотрудники криптобирж — располагают данными о торгах и предстоящих листингах (размещениях) новых проектов. Обычно после листинга на крупной бирже цена актива возрастает — купив заранее этот актив и перепродав после размещения, можно быстро и легко заработать.
Чем опасна инсайдерская торговля
Инсайдерская торговля негативно сказывается на любом рынке, поскольку:
- позволяет недобросовестным игрокам манипулировать рынком;
- дает инсайдеру шанс заработать профит, но может привести к большим убыткам других трейдеров;
- портит репутацию компаний, чьи сотрудники попались на инсайдерской торговле;
- снижает доверие к рынку и создает неравные условия для торговли — несправедливо, если у одного пользователя больше данных, чем у других. В перспективе это может сказаться на темпах роста всего сектора;
- дает регуляторам больше поводов для ужесточения контроля над рынком.
По этим причинам инсайдерская торговля на фондовом рынке — это уголовное преступление, которое наказывается большими штрафами или даже тюремным заключением. Хотя в России пока не было таких прецедентов, в США за данным типом мошенничества следят строго.
Что касается крипторынка, то здесь инсайдерская торговля пока регулируется очень слабо.
В США крипторынок регулирует Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Именно они должны привлекать к ответственности сотрудников и эмитентов криптопроектов, пойманных на манипуляциях. Но на практике этого пока не случалось. Обвинения Натаниэлю Честейну, о котором мы сказали в начале статьи и подробнее расскажем ниже, были предъявлены Министерством юстиции. На фондовом рынке судебные разбирательства о возможной инсайдерской торговле могут идти годами. Крипторынок пока регулируется гораздо менее строго, многие пользователи здесь сохраняют анонимность.
В Европе инсайдерская торговля на крипторынке пока никак не наказывается, но в принятом в марте Комитетом по экономическим и валютным вопросам Европарламента (ECON) законопроекте Markets in Crypto-Assets (MiCA), предполагающем всеобъемлющее регулирование крипторынка в ЕС, отдельно прописан запрет на использование сотрудниками криптокомпаний инсайдерской информации и действий по манипулированию рынком.
Примеры инсайдерской торговли
Разберем несколько крупных и широко известных случаев инсайдерской торговли.
Инсайдерская торговля, ведущаяся сотрудниками регулятора. Иногда непубличную информацию используют для торгов не только криптоплощадки, но и те, кто должен присматривать за ними.
В начале 2018 года Служба финансового надзора Южной Кореи (FSS) сообщала о расследовании случаев инсайдерской торговли цифровыми активами среди сотрудников ведомства. Глава FSS тогда признал, что перед объявлением об усилении контроля над национальными криптоплощадками чиновники ведомства спешно избавлялись от своих криптовалют. Но тогда закон страны не запрещал госслужащим торговать цифровыми активами — и никого не привлекли к ответственности.
Инсайдеры в Skyсoin. В 2018 году криптоэнтузиаст Джаред Данн опубликовал в Twitter аудиозапись, где глава проекта Skyсoin Брэндон Синт рассказывает о манипуляциях ценой монеты проекта (в том числе использовании памп-и-дамп-схем) и случаях инсайдерской торговли, ведущейся несколькими сотрудниками и админом Telegram-канала проекта. Их действия якобы способствовали резкому взлету цены монеты SKY — с $9 до $38. Дальнейшего развития произошедшее не получило.
Расследование инсайдерской торговли в Binance. В сентябре 2021 года SEC начала расследование возможной инсайдерской торговли и манипулирования рынком на крупнейшей криптобирже мира. Вероятно, в расследовании также участвует и CFTC. Биржа заявила, что придерживается политики тотального неприятия инсайдерской торговли — за ее исполнением следит служба безопасности, «которая привлекает к ответственности тех, кто участвовал в подобном» (звучит как признание, что такое случается). Пока о результатах изысканий ведомств ничего неизвестно.
Натаниэль Честейн, директор по продуктам в OpenSea. В сентябре 2021 года на злоупотреблении служебным положением и инсайдерской торговле попался продакт-менеджер крупнейшего NFT-маркетплейса OpenSea и бывший старший менеджер по продуктам Ethereum-кошелька MetaMask Натаниэль Честейн. Выяснилось, что он покупал NFT перед тем, как они размещались на главной странице OpenSea, а после роста цены продавал их. Как и на многих NFT-платформах, например, на Nifty Gateway, токены для главной страницы OpenSea выбираются вручную, а не с помощью специального алгоритма, то есть заранее известно, какие именно активы туда попадут.
Схему Честейна обнаружил пользователь Twitter под ником ZuwuTV, а пользователь ricefarmer.eth отследил все сделки сотрудника OpenSea. Суммарная прибыль сотрудника маркетплейса от таких операций составила 19 ЕТН — $65 000 по осеннему курсу. Художники, чьи работы продвигал Честейн, отрицали свою связь с ним — вероятно, тот ни с кем не делился прибылью.
Руководство OpenSea подтвердило факт манипуляций одним из своих сотрудников, не упомянув имени Честейна. После расследования случая маркетплейс внедрил новые правила для сотрудников, которые теперь не могут владеть и торговать NFT, размещенными на OpenSea. Им также запрещено использовать непубличную информацию для торговли любыми NFT, в том числе размещенными на других маркетплейсах.
Случившееся серьезно отразилось на репутации Натаниэля Честейна. Сначала он надеялся реабилитироваться и в апреле даже объявил о создании Oval — персонализированной платформы для поиска наиболее подходящего пользователю NFT. Но 1 июня он был арестован по обвинению Министерства юстиции США в мошенничестве и отмывании денег. Теперь ему грозит до 20 лет тюрьмы по каждому из пунктов обвинения.
Инсайдерская торговля в Coinbase. Сотрудники крупнейшей американской биржи Coinbase неоднократно обвинялись в использовании непубличной информации для личного профита.
В декабре 2017 года перед объявлением о листинге на бирже цена монеты Bitcoin Cash и объем торгов ею внезапно возросли. Так, 18 декабря коин стоил $1 850, а 19-го — почти $4 300, то есть рост составил 130%. Из-за скачка цены биржа приостановила торги и заявила, что проведет внутреннее расследование на предмет инсайдерской торговли среди сотрудников. Чуть позже биткоин-предприниматель Альберт Реншоу нашел на сабреддите /r/Coinbase сообщение о скором листинге монеты со ссылкой на инсайдера биржи. Пост был опубликован за день до листинга.
В марте 2018 года против биржи и ее сотрудников был подан коллективный иск от инвесторов, которые с 19-го по 21 декабря понесли потери. В июле того же года расследование было прекращено, поскольку в ходе разбирательства не удалось обнаружить нарушений при проведении листинга или найти доказательств инсайдерской торговли. В октябре суд отклонил иск против Coinbase, также не найдя доказательств, необходимых для обвинения — суд счел, что, вероятно, опытные трейдеры просто умело воспользовались внезапным объявлением о листинге.
В феврале 2019 года криптосообщество вновь заподозрило Coinbase в использовании инсайдерской информации. Тогда за четыре часа до объявления о листинге XRP цена монеты выросла на 3.5%, а объем торгов — в несколько раз. Никакого расследования за этим не последовало.
В феврале этого года бизнес-консультант под ником ScruFFuR в Twitter заметил, что 29 февраля незадолго до листинга на Coinbase проектов Pawtocol (UPI) и Aventus (AVT) кто-то создал новый кошелек в сети Etherium. До 2 февраля на этот кошелек поступили UPI и AVT на сумму $366 000. А за сутки до объявления о листинге этих токенов на Coinbase неизвестный владелец кошелька продал свои активы через децентрализованную криптобиржу Uniswap, получив прибыль в $734 000 (большую часть прибыли принес UPI, резко подорожавший на 61%). Учитывая низкую ликвидность и небольшую популярность обоих проектов, маловероятно, что кто-то купил их на столь крупную сумму, не обладая инсайдерской информацией. При этом вряд ли это был сотрудник Pawtocol или Aventus. Гораздо вероятнее, что речь идет об инсайде со стороны работника Coinbase. Биржа отрицала обвинения и заявила, что контролирует, в какие токены инвестируют ее сотрудники.
12 апреля Coinbase опубликовала список из 50 цифровых активов, чей листинг планируется на бирже. Автор криптоподкаста Джордан Фиш заметил, что почти за сутки до публикации неизвестный пользователь купил шесть токенов из этого списка на сумму в $400 000: Indexed (NDX), Kromatika (KROM), DappRadar (RADAR), RAC (RAC), DFX (DFX) и Paper (PAPER). За три минуты до объявления об их листинге на Coinbase трейдер продал токены за $572 000. Биржа пока не прокомментировала случившееся.
В заключение
Сложно достоверно сказать, как широко инсайдерская торговля распространена на крипторынке. Она, без сомнения, есть, и примеры выше наглядно показывают, насколько выгодной она может быть. Но отследить такие случаи сложно, а доказать факт инсайдерской торговли — еще сложнее.
К сожалению, криптосообщество не может напрямую бороться с этой проблемой — приходится полагаться лишь на добросовестность разработчиков и криптоплощадок. Хорошие новости в том, что рынок развивается — и возможностей для инсайдерских манипуляций становится меньше.