Парагвай и биткоин: пойдет ли страна по пути Сальвадора?
В начале июня Сальвадор принял биткоин в качестве второй официальной валюты после доллара США. Вскоре появились слухи, что примеру страны может последовать и Парагвай. Но опубликованный 14 июля законопроект Парагвая, регулирующий криптовалюты, разочаровал криптосообщество: в нем нет речи о признании биткоина, документ предполагает лишь регулирование майнинга, торговли цифровыми валютами и налогообложения. Очевидно, у властей страны совсем другие планы по интеграции криптовалют, нежели у их коллег из Сальвадора. Разобрались, как Парагвай собирается регулировать биткоин и криптовалюты, каковы результаты эксперимента в Сальвадоре и есть ли шанс, что биткоин примет в качестве платежного средства еще какая-нибудь латиноамериканская страна.
Законопроект о регулировании криптовалют в Парагвае
В конце июня в СМИ появилась информация о том, что в Парагвае готовится к рассмотрению законопроект, предлагающий признать биткоин законным платежным средством в стране. Текст документа был составлен молодым членом парламента и известным сторонником биткоина Карлитосом Рехалой совместно с сенатором Фернандо Сильвой Фасетти.
Слухи о том, что Парагвай может пойти по пути Сальвадора появились после того, как Рехала опубликовал твит со своим фото, где у него так называемые «лазерные глаза» — это популярный мем среди сторонников биткоина. Стоит отметить, что аналогичный твит опубликовал и президент Сальвадора Найиб Букеле перед принятием закона о признании биткоина в качестве официального платежного средства. Впрочем, Рехала быстро объяснил журналистам, что власти страны пока не собираются принимать биткоин — законопроект предусматривает лишь регулирование криптосектора.
Первоначально Рехала составил собственный законопроект. Однако тот вызвал много вопросов и критики. Так, в комментариях для издания Decrypt Парагвайский архитектор и технический энтузиаст Хуан Пессолани заметил, что «90% законопроекта были буквальной транскрипцией двух предыдущих, неудачных законопроектов Аргентинского и Колумбийского конгрессов», а остальные — выдержки из двух блогов. Колумбийский законопроект, использовавшийся в качестве основы для документа Рехалы, был отклонен несколько лет назад. И уже несколько лет парламентарии страны работают над новым проектом о крипторынке.
В комментариях для Decrypt криптоактивист Луис Бенитес назвал парагвайский законопроект «одним из самых ужасных технологических документов, которые видел за последние 10 лет».
В итоге к работе над законопроектом подключился сенатор Сильва Фасетти, работавший над собственным предложением нормативной базы для регулирования криптоотрасли. Фасетти также предлагал регулировать криптосектор, чтобы обеспечить правовую основу для майнинга, работы криптобирж, проведения транзакций с криптовалютами и сбора налогов с дохода от них. Текст его законопроекта был одобрен палатой по финансовым технологиям Парагвая. В результате Рехала и Фасетти объявили, что будут работать над новым законопроектом вместе.
Сильва Фасетти — яркий политик. Он лидер Аутентичной радикально-либеральной партии (PLRA), одной из главных оппозиционных партий страны. Поддержка Фасетти имеет большое значение, так как у партии Рехалы Hagamos только два места в Конгрессе. Теперь шансы на принятие законопроекта резко увеличились.
Но и новый вариант документа не лишен критики. Во-первых, в его разработке не участвовали ключевые заинтересованные организации. Во-вторых, текст получился слишком общим, а предлагаемые нормы сильно бюрократизируют сектор.
В июле законопроект будет представлен в Национальном конгрессе страны. Однако несомненно, что темпы разработки, обсуждения и принятия любого закона в Парагвае будут медленнее, чем в Сальвадоре. Поэтому скорого принятия законопроекта ждать не стоит.
Основные положения законопроекта Парагвая
Сейчас опубликовано несколько версий законопроекта: предварительная и отредактированная. В документах всего 22 (предварительная версия) и 27 (отредактированная версия) коротких статей. Документы различаются только в деталях, но в общих положениях сходятся.
Рассмотрим основные положения законопроекта:
- Целью нового законопроекта является «регулирование деятельности по выпуску и коммерциализации» криптовалют. Авторы считают важным, чтобы физлица и компании смогли указывать цифровые активы в финансовой и налоговой отчетности;
- В тексте дается определение криптовалют, токенов, майнинга и блокчейна.
- Криптовалюты признаются собственностью. А вот security-токены (признающиеся регуляторами как цифровые аналоги ценных бумаг и дающие держателям право на часть прибыли компании-эмитента) могут предоставлять держателям право на долю капитала, используемого для развития проекта;
- Криптокомпании должны зарегистрироваться в качестве поставщиков услуг виртуальных активов. Позднее будет создан отдельный реестр криптобирж и поставщиков услуг для цифровых активов;
- Регулирование криптовалют уходит Министерству промышленности и торговли, а Ведомство по предотвращению отмывания денег берет на себя контроль и регистрацию всех поставщиков услуг виртуальных активов. Также будет создана Национальная комиссия, состоящая из председателей нескольких ведомств, которая будет контролировать энергетическое потребление в ходе майнинга криптовалют;
- Майнинг признается коммерческой деятельностью. Чтобы добывать криптовалюты, необходимо получить соответствующие лицензии и запросить разрешение на промышленное потребление электроэнергии у Министерства промышленности и торговли. Незарегистрированные майнеры будут привлечены к ответственности. Лицензия нужна будет как частным майнерам, так и компаниям;
- Майнинг виртуальных активов признается новой «инновационной и энергоемкой отраслью»;
- Предусматривается создание «механизмов мониторинга и контроля операций с криптовалютными виртуальными активами», нарушителей которых привлекут к ответственности;
- Криптокомпаниям запрещено «продавать, присваивать или передавать свое имущество», а также «влиять на использование виртуальных активов, которыми они управляют или охраняют для третьих лиц без прямого разрешения владельца». Вероятно, таким образом авторы текста надеются защитить инвесторов от использования их криптовалют без предварительного согласия;
- За нарушения норм законопроекта предусмотрены наказания в виде временного (от 40 до 500 дней) или постоянного закрытия криптокомпаний.
В тексте законопроекта прямо не названа ни одна криптовалюта, в том числе биткоин.
Как видите, в документе нет ничего революционного. Речь о простом регулировании криптоотрасли. Если документ будет принят в нынешнем виде, он может оказаться контрпродуктивным — он не поощряет инноваций, не создает стимулов для развития отрасли, а, напротив, лишь усложняет жизнь держателям криптовалют и блокчейн-компаниям. Ранее мы уже рассказали о самых дружелюбных к криптовалютам юрисдикциях мира — законопроекту Парагвая до них далеко.
Парагвайская газета La Nación цитирует заявление Сильвы Фасетти о том, что идея законопроекта состояла в намерении «обеспечить правовую основу для регулирования цифровых активов» и таким образом институционализировать «то, что фактически уже происходит в стране, особенно в энергетике». При этом Рехала надеется, что законопроект обеспечит четкую нормативную базу для майнинга и привлечет в Парагвай иностранные инвестиции.
При этом местные СМИ придерживаются теории, согласно которой законопроект был выдвинут в рамках попытки воспользоваться избытком энергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями в Итайпу и Ясирете. Возможно, главная цель инициативы Рихалы и Фасетти именно в этом.
В Twitter Фасетти рассказал, что криптовалюты являются частью капиталоемкой и инновационной отрасли, которая создает квалифицированные рабочие места. Но развитию сектора мешает отсутствие четкого регулирования. Он также подчеркнул, что в Парагвае майнится немало криптовалют, но они покидают страну вместо того, чтобы принести прибыль местной экономике.
Первые результаты эксперимента с биткоином в Сальвадоре
Напомним, что в начале июня власти другой южноамериканской страны, Сальвадора, приняли «Закон о биткоине», признав этот актив в качестве законного платежного средства.
Инициатором законопроекта стал глава Сальвадора Найиб Букеле. Он полагает, что принятие первой криптовалюты поможет экономическому росту, предоставит доступ к финансовым услугам 70% граждан, у которых нет банковского счета, и поможет сэкономить на международных переводах уехавшим на заработки мигрантам. Ранее мы подробно рассмотрели ключевые моменты законопроекта и его последствия для страны и криптосектора в целом. Закон вступит в силу только в сентябре, но уже есть первые результаты этого эксперимента.
Так, в конце июня власти пообещали выпустить биткоин-кошелек Chivo, отправив на него $30 в ВТС каждому, кто его установит. Приложение будет доступно на Android и iOS. Кошелек также будет совместим с другими цифровыми кошельками на рынке. Бесплатные $30 должны помочь людям разобраться в новой для них технологии и дать возможность провести первые операции.
Однако, несмотря на всю поддержку со стороны властей, принятие биткоина может практически не сказаться на жизни простых сальвадорцев. Кажется, событие взволновало иностранцев больше, чем самих жителей страны.
Вот данные недавнего опроса, проведенного по заказу Центра гражданского анализа университета Франсиско Гавидия:
- 77% респондентов считают, что принятие закона о биткоине является ошибкой;
- 61% местных торговцев не смогут принимать платежи в биткоинах;
- 64.8% сальвадорцев не хотят получать свою зарплату в криптовалюте;
- 82.8% из числа тех, кто регулярно получает денежные переводы, предпочитают получать их в долларах, и только 5.3% — в биткоине;
- 95% жителей считают доллар США (официальную валюту страны) залогом финансовой стабильности Сальвадора, и только 1% сальвадорцев рассматривает в этом качестве биткоин;
- 33.9% жителей страны не понимают сути принятого закона;
- Около трети сальвадорцев считают, что у Букеле есть собственный интерес в принятии биткоина, а 40% думают, что закон принесет пользу крупным предприятиям;
- 43% считают, что принятие биткоина будет иметь негативные последствия для страны, 25% полагают, что это положительно скажется на экономике, и лишь 13% верят, что реализация закона принесет пользу в целом;
- большинство жителей старше 65 лет считают, что биткоин — фиатная металлическая валюта. Респонденты от 30 до 55 лет думают, что ВТС — это металлическая и цифровая валюта. И только большинство молодежи знает, что биткоин — это цифровой актив.
«Закон о биткоине» предусматривает 90-дневный адаптационный период и возлагает на государство обязанность обучить людей пользоваться цифровым активом. Но, судя по имеющимся данным, эта задача может занять больше времени, чем ожидалось.
Правительство надеется стимулировать использование криптовалюты для внутренних и международных транзакций. Однако у них может ничего не получиться: у трети населения Сальвадора нет доступа к интернету.
Трудности с освоением биткоина населением хорошо видны на примере небольшой деревни Эль Зонте на западном побережье Сальвадора. С 2019 года местные жители участвуют в эксперименте американца Майкла Петерсона, который научил их использовать ВТС для покупок, переводов и оплаты коммунальных услуг, а также платит им пособия в BTC во время локдауна. Инициатива получила название Bitcoin Beach, ее профинансировал неизвестный благотворитель из США.
Около 500 семей из Эль Зонте пользуются биткоином каждый день в повседневных расчетах с помощью приложения Strike.
Однако биткоин в Эль-Зонте нравится и доступен далеко не всем. Многие жители по-прежнему относятся к нему с недоверием и предпочитают пользоваться наличными. У многих просто нет денег на мобильный телефон.
Медленная популяризация биткоина среди жителей страны — это не единственная преграда на пути адаптации монеты в экономике Сальвадора. Никто до сих пор не понимает, как именно должны функционировать платежи. Бизнесу, который захочет принимать ВТС, понадобится обновить свою ИТ-инфраструктуру и пересмотреть стандарты безопасности — это время и дополнительные расходы. Вероятно, для этого предпринимателям понадобятся полномасштабные государственные субсидии.
Биткоин порождает и юридические сложности: даже Министерство труда не знает, можно ли выплачивать зарплату в биткоинах и как это делать.
Кроме того, вполне возможно, что «Закон о биткоине» может быть отменен. Его принятие стало возможно только благодаря авторитарным замашкам президента Букеле. Но оппозиция уже подала иск против «Закона о биткоине», считая его неконституционным и принятым в интересах Букеле и его партии. Если Конституционный суд страны согласится с этим, закон отменят.
Однако у Букеле есть запасной план. По данным латиноамериканского издания El Faro, братья президента республики сообщили потенциальным инвесторам о том, что к концу года в стране может быть запущен собственный стейблкоин — Colon dollar. Подробностей о проекте пока нет. Если слухи правдивы, это говорит о том, что Букеле намерен и дальше развивать присутствие криптовалют в экономике страны.
Последуют ли другие страны примеру Сальвадора
После одобрения «Закона о биткоине» парламентом Сальвадора некоторые политики в Аргентине, Бразилии, Мексике и Панаме поддержали это решение в соцсетях.
Габриэль Сильва, депутат Национального собрания Панамы, перепостил один из твитов Букеле и объявил, что собирается подготовить предложение о биткоине для своих коллег по парламенту. «Панама не может оставаться в стороне. Если мы хотим быть настоящим центром технологий и предпринимательства, мы должны поддерживать криптовалюты», — написал он.
Политик нашел проект Сальвадора «позитивным, амбициозным и интересным» — он постарается адаптировать этот проект к реальности Панамы, создав «позитивную конкуренцию» между двумя странами в области крипторегулирования.
Подробности законопроекта Сильвы пока неизвестны: он пообещал определить его содержание после переговоров с заинтересованными сторонами.
В стране, так же как и в Сальвадоре, официальной валютой является доллар США, который циркулирует наравне с местной валютой бальбоа.
Панама привлекает иностранные компании через налоговые льготы. Сильва отметил, что предоставлять дополнительные налоговые поблажки для криптокомпаний не планируется — нынешних льгот должно быть достаточно.
Сильва — член оппозиционной партии Bancada Independiente, у которой налажен хороший диалог с правящей партией. Она сумела достичь соглашения по многим предыдущим проектам. Получится ли им договориться снова и увидит ли свет законопроект о биткоине — покажет время.
Как первая страна, сделавшая биткоин законным платежным средством, Сальвадор покажет пример других странам. Этот эксперимент даст нам первое представление о том, насколько биткоин подходит для интеграции на уровне государства.
Многие развивающиеся страны, вероятно, будут пристально следить за результатами эксперимента Сальвадора, но вряд ли последуют его примеру в ближайшее время.
Ранее мы подробно рассказали, почему Латинская Америка — идеальный регион для массового распространения криптовалют. Цифровые активы популярны в этих странах. С их помощью жители борются против гиперинфляции и экономической нестабильности и используют для международных переводов. При криптодружественном регулировании регион может стать одним из лидеров в практическом использовании цифровых активов.