Ripple и XRP: перспективный криптопроект с неоднозначной репутацией
Недавно глава Ripple Брэд Гарлингхаус рассказал, что если бы не преследование со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), которая в декабре прошлого года обвинила компанию в незарегистрированной торговле ценными бумагами, XRP сейчас был бы вторым по капитализации активом после биткоина. Однако Гарлингхаус лукавит: проблемы с XRP начались гораздо раньше. Более того, эмитент криптовалюты компания Ripple — один из самых неоднозначных игроков на крипторынке. Компания много лет обещает устроить революцию в банковском секторе, однако она постоянно затягивается. Разобрались, как развивался Ripple, где и как применяются его технологии и остается ли он по-прежнему перспективным проектом.
Что такое Ripple и XRP
Ripple — это цифровая платежная сеть, система денежных переводов и обмена валюты для финансовых компаний, а также протокол на основе блокчейна с собственной криптовалютой XRP. Сеть была запущена еще в 2012 году. Руководит всей этой экосистемой холдинговая компания Ripple Labs, но сам проект в ограниченной мере децентрализован и может работать без участия компании-разработчика.
XRP — это собственная криптовалюта для продуктов, разработанных Ripple Labs. Она используется в качестве расчетной единицы при переводе других активов в сети Ripple. Пользователи часто отождествляют XRP и Ripple, но компания всячески подчеркивает, что экосистема Ripple может работать и без XRP — ценность проекта не в его криптовалюте, а в самой платежной сети. У XRP нет поэтапной эмиссии — изначально выпущены 100 млрд монет, которые постепенно выводятся на рынок.
Ripple создавался как альтернативная платежная система для банков, с помощью которой финансовые компании могут быстро и дешево переводить различные активы (валюты, биржевые товары и прочее). По сути, проект призван заменить SWIFT — самую популярную банковскую платежную систему, работающую с 70-х.
Главные компоненты экосистемы Ripple
У Ripple богатая, но запутанная экосистема продуктов. Разберемся в ней подробнее.
RippleNet — общее название всех платежных инструментов для финансовых компаний. Это три платежных решения: xCurrent, ODL и xVia.
xCurrent — система обмена финансовой информацией, которая является альтернативой SWIFT. Она поддерживает фиатные валюты и не использует XRP по умолчанию, но переводы в XRP в ней также возможны. Система ориентирована на банки и другие финансовые учреждения: она позволяет им проводить мгновенные международные переводы в высоколиквидных фиатных парах.
При этом система xCurrent состоит из четырех элементов:
- Мессенджер — открытый API для обмена межбанковской информацией и сведениями о клиентах и платежах;
- Interledger Protocol (ILP) — протокол для соединения различных банковских регистров и платежных сетей;
- Валидатор — проверяет и подтверждает транзакции через ILP;
- FX-ticker — определяет актуальные курсы и отслеживает состояние ILP.
On-Demand Liquidity или ODL (ранее xRapid) — система, аналогичная xCurrent, но работающая только с XRP. Здесь монета используется как средство обмена одного актива на другой. Для финансовых компаний это удобно — не надо хранить деньги в разных локальных валютах и беспокоиться о ликвидности. Средняя транзакция с помощью XRP проходит за 4 секунды, а комиссия обойдется от 0.00001 XRP ($0.0000113). Размер данного платежа вырастает, если пользователь проводит сотни и тысячи операций в минуту — это защищает систему от спамовых транзакций. При этом компания не зарабатывает на комиссиях — списанные коины просто уничтожаются.
xVia — стандартизированный интерфейс для финансовых компаний, который через API связывает воедино все элементы экосистемы RippleNet. Через него компании могут взаимодействовать друг с другом через общую платформу, проводить платежи через партнеров, подключенных к Ripple Net, а также получать доступ к специализированным бизнес-инструментам, например, для выставления счетов.
Как работает RippleNet
Работа RippleNet основана на XRP Ledger (XRPL) — протоколе распределенного (но не децентрализованного) реестра с открытым исходным кодом. В XRPL нет майнинга — вместо него сеть достигает консенсуса за счет алгоритма Ripple Protocol Consensus Algorithm (RPCA).
В RPCA транзакции подтверждают не майнеры, а специально отобранные ноды-валидаторы. Они постоянно сверяют результаты записей транзакций, а также выбирают лидера, у которого находится истинная версия истории транзакций и после этого синхронизируют свои базы данных с его. Все это занимает от 3 до 5 секунд, затем цикл повторяется.
Стать валидатором может любой участник сети, но это не означает, что он будет принимать участие в достижении консенсуса. По умолчанию все операции проходят через валидаторов, отобранных Ripple Labs — они называются Unique Node List (UNL). Сейчас UNL-нод 39, и 6 из них принадлежат Ripple Labs.
Архитектура RippleNet также включает в себя шлюзы — посредников (программное обеспечение), которые позволяют вводить и выводить средства, а также обменивать одни активы на другие. У каждой валюты в экосистеме, например, у BTC или USD, есть собственный шлюз. Допустим, отправитель переводит через RippleNet доллары, а получателю должны прийти биткоины. Обмен происходит через XRP — доллары отправителя попадают в шлюз, обмениваются там на XRP, которые затем обмениваются на биткоины и попадают к получателю.
В сложных транзакциях используются целые цепочки из шлюзов. В традиционных банковских переводах такие операции могут проходить множество согласований и подтверждений. В RippleNet все происходит мгновенно. Чаще всего в роли шлюзов выступают банки, потому что они одновременно являются и поставщиками ликвидности.
Часто можно столкнуться с мнением, что RippleNet и XRP Ledger — это не блокчейны. Но это не так. Функционал экосистемы Ripple основан на принципах блокчейна — только это централизованная сеть, в которой транзакции также требуют подтверждения со стороны нод.
Благодаря своей уникальной архитектуре RippleNet получает следующие преимущества перед традиционными платежными системами и децентрализованными блокчейнами:
- Мгновенные транзакции и подтверждение блока за несколько секунд (у ВТС это занимает 10 минут);
- Нет майнинга, а, следовательно, нет затрат на него, то есть потребление энергии низкое;
- Возможность масштабирования;
- Универсальность — сеть можно использовать для транзакций любых активов;
- Контроль компании над центральным сервером позволяет отзывать транзакции, исправлять ошибки, оперативно вносить нужные обновления, нет рисков атаки 51%.
Кем разрабатывается Ripple
Криптопроект Ripple берет свое начало в 2005 году — за четыре года до запуска сети Bitcoin. Тогда канадский программист Райан Фуггер запустил децентрализованную платежную систему RipplePay, позволявшую пользователям интернета расплачиваться друг с другом. Проект не стал популярным, но в 2011 году с Фуггером связались программисты из США Джаред Маккалеб и Крис Ларсен и предложили изменить RipplePay так, чтобы в нем появилась цифровая валюта. Это должно было стать усовершенствованной версией набиравшего популярность биткоина. В разработке новой криптовалюты также приняли участие криптограф Дэвид Шварц и программист Артур Бритто.
В 2012 году была создана компания OpenCoin, переименованная в 2013 году в Ripple Labs. Сначала ее главой был Крис Ларсен, но в 2017 году его сменил на этом посту Брэд Гарлингхаус. В 2014 году компанию покинул и Маккалеб, занявшись проектом Stellar (XML).
Ripple Labs зарегистрирована в штате Делавэр и работает в Калифорнии. Также у нее есть еще 8 офисов по всему миру. В июле 2016 года Ripple Labs получила BitLicense — финансовую лицензию штата Нью-Йорк.
Ripple и банковский сектор
С 2014 года Ripple активно развивает партнерства с банками и финансовыми компаниями по всему миру. За это время к RippleNet присоединились в качестве партнеров или на правах тестирования свыше 300 крупных финансовых организаций, в том числе Santander, Bank of America, HSBC, MoneyGram, American Express, Interbank, Merrill Lynch, UniCredit, BitPay. В результате сервис поддерживает более 55 стран и 120 валютных пар.
Большинство партнеров Ripple ограничиваются лишь тестированием мессенджера xCurrent или редкими переводами. Но есть и постоянные клиенты. Например, компания Azim использует ODL для проведения переводов на Филиппины. Фирма признается, что платит партнерам за использование ее продуктов, считая это маркетинговыми расходами.
Главные причины того, почему банки не торопятся активно использовать RippleNet:
- Волатильность XRP — структура затрат может зависеть от колебаний рынка;
- Публичный характер транзакций с монетой — все операции в XRP Ledger можно отследить.
За что критикуют Ripple и XRP
У Ripple и XRP мощное лояльное сообщество, которое поддерживает их уже много лет. За свою активность его даже называют XRP Army. Поклонники проекта верят, что за ним большое будущее, отмечают его техническое превосходство по сравнению с криптовалютами вроде ВТС и подчеркивают, что, в отличие от других активов, у XRP есть практическое применение в финансовой системе.
Но, кажется, гораздо чаще похвалы в адрес Ripple и XRP можно услышать критику. Так, например, криптоэнтузиасты упрекают проект в отсутствии подлинной анонимности и децентрализации, а также в том, что XRP Ledger — это не настоящий блокчейн.
Много критики обрушивается и на то, что компания Ripple регулярно выводит на рынок большие суммы XRP, что, предположительно, негативно сказывается на цене монеты. При этом график таких выводов и их размер заранее неизвестны и определяются только руководством компании. Фирма заявляет, что выпускает монеты на рынок в соответствии с объемом рыночной активности — чем активнее пользуются сетью, тем больше нужно монет. С 2019 года под влиянием критики сообщества Ripple снизила темпы сброса XRP, но суть претензий осталась актуальной.
На что тратятся деньги, вырученные от продажи XRP, компания также не раскрывает. По словам главы Ripple Брэда Гарлингхауса, большая часть направляется на развитие экосистемы Ripple, однако топ-менеджмент, который владеет внушительными суммами XRP, тоже не остается обделенным. В любом случае без продаж XRP у компании не будет денег на развитие.
Недовольны и инвесторы в XRP — после стремительного роста до исторического максимума в $3.4 в начале 2018 года актив до лета 2020 года не выходил из коридора $0.2–$0.4 за монету. В 2019 и 2020 годах аналитическая компания Messari даже признавала XRP худшим по доходности активом среди топ-25 монет по капитализации.
Относительно стабильный рост цены XRP начался лишь в начале этого года, и сейчас монета торгуется на уровне $1.1. Пока биткоин вырос в 20 раз с весны прошлого года, такой рост цены XRP кажется полным провалом.
Инвесторы и регуляторы против Ripple
Отсутствие значительного роста XRP во многом объясняется регуляторными рисками.
В 2018 году инвесторы в XRP подали против компании несколько коллективных исков, в которых обвинили Ripple во введении в заблуждение и продаже им незарегистрированных ценных бумаг под видом XRP.
В декабре 2020 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала похожий иск против Ripple, обвинив компанию в продаже незарегистрированных ценных бумаг под видом криптовалюты. Также регулятор считает, что Брэд Гарлингхаус и Крис Ларсен в личных целях продали XRP на $600 млн. SEC требует запретить распространение монеты, компенсировать потери инвесторам и обязать компанию уплатить штраф. Ранее мы подробно рассказали, можно ли считать XRP ценной бумагой, а также оценили перспективы победы Ripple в суде.
От решения этого дела во многом зависит будущее компании. Ripple неоднократно заявляла, что у нее есть сотни потенциальных клиентов, которые ждут разрешения спора — им нужен четкий правовой статус XRP, чтобы начать использовать продукты фирмы. Если суд согласится с доводами SEC, компанию ждут миллионные штрафы, обязательства вернуть свыше $1.3 млрд, полученных при первоначальных продажах XRP, и запрет на работу с большинством финансовых компаний.
Понимая регуляторные риски, фирма работает над расширением своего географического присутствия — она намерена выйти на рынки Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ.
Ripple: по-прежнему перспективная компания
Уже почти 10 лет Ripple пытается изменить банковский сектор, предлагая более быстрый и дешевый способ международных переводов по сравнению с традиционными финансовыми решениями. Но пока компания далека от достижения поставленных целей.
Отсутствие значительного роста XRP не удивительно. У монеты нет достаточных инфоповодов для этого. Новости об очередном заключенном партнерстве рынок не замечает, а покупки партнерами XRP происходят на внебиржевом рынке и не влияют напрямую на курс монеты. Купленные активы используются лишь по прямому назначению — для переводов — поэтому спекулятивных факторов роста для коина почти нет. Ситуация может измениться, если XRP заинтересуются крупные институционалы, которые смогли бы использовать монеты в качестве инструмента ликвидности. Но тут у Ripple слишком много конкурентов: от банковских блокчейн-проектов вроде R3 или Stellar до того же SWIFT.
Но даже с учетом всех этих сложностей Ripple остается перспективной криптокомпанией: она предлагает быстрый и удобный сервис, который может стать гораздо более востребованным в будущем, чем сейчас. Ripple регулярно объявляет о новых партнерствах, а курс XRP постепенно растет даже несмотря на продолжающийся конфликт с SEC.
Если компания договорится с регулятором, мы сможем увидеть стремительное укрепление ее позиций на крипторынке. Ожидаемым шагом бы стала и смена руководства Ripple — кажется, инвесторы просто не доверяют нынешнему, так как с ним связано уже слишком много скандалов.
Сейчас перед инвесторами XRP стоит сложный выбор. С одной стороны, есть риски получить полный запрет от SEC, да и сами перспективы развития RippleNet туманны. С другой стороны, очевидных причин для распродажи монеты, занимающей 7 место по капитализации, тоже нет. Поэтому весь рынок с нетерпением ждет завершения судебного разбирательства компании с SEC, которое определит будущее Ripple и XRP.