Как криптовалюты помогают российским эмигрантам
После начала военного конфликта в Украине многие россияне приняли решение покинуть страну. Но после того как власти РФ ввели лимиты на вывод денег из страны, а международные платежные системы прекратили обслуживание российских банков, попавших под санкции, многие россияне фактически лишились доступа к собственным деньгам. В этих условиях криптовалюты стали для них одним из лучших способов перевести и обналичить деньги за границей, получить зарплату или оплатить жилье. Мы попросили наших подписчиков рассказать нам о том, как цифровые активы помогли им не остаться без средств к существованию в чужой стране. Вместе мы разобрались, как криптовалюты помогают эмигрантам обойти ограничения и начать новую жизнь.
Криптовалюты помогают обналичить и перевести деньги
Нынешние эмигранты из России оказались в сложном финансовом положении, в частности из-за того, что российские власти ввели ограничения на вывод денег из страны.
Так, до сентября гражданам РФ запрещено переводить более $5 000 на счет в иностранном банке, а также вывозить или снимать более $10 000. Более того, платежные системы Visa и Mastercard прекратили обслуживание карт российских банков, а это значит, что они перестали работать за границей. Платежные сервисы PayPal, MoneyGram и Western Union также отказались от обслуживания российских клиентов. Россияне могут использовать карты национальной платежной системы «Мир», однако она работает только в девяти странах, включая Беларусь, Турцию, Армению, Вьетнам, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. При этом даже в этих странах карту «Мир» принимают далеко не все магазины и банкоматы.
В этих условиях у эмигрантов из России осталось не так много возможностей для того, чтобы обналичить или перевести свои деньги. Этим вопросам посвящены многочисленные телеграм- и ватсап-чаты русскоязычных эмигрантов.
Точной статистики по тому, куда именно уехали граждане РФ, не имеется. Но мы проанализировали доступные для полетов варианты, количество авиарейсов и сообщения в соцсетях, после чего пришли к выводу, что большинство недавних эмигрантов улетели в Армению, Грузию, Казахстан, Турцию и Дубай (ОАЭ). Стамбул и Дубай — крупные транспортные хабы, из которых можно далее попасть в любую точку мира.
Во всех вышеперечисленных странах у криптовалют неопределенный правовой статус: они не запрещены, но и нет их профильного регулирования. Обменивать и обналичивать криптовалюты можно свободно, но не исключено, что придется объяснять банкам происхождение этих средств. Дальше всех принятие криптовалют зашло в Дубае — в городе даже действует особая экономическая криптозона.
Как вывести деньги за границу с помощью криптовалют
В таких условиях криптовалюты стали самым удобным и демократичным вариантом вывода средств из страны. Общая схема достаточно проста: нужно купить криптовалюты за рубли, а за границей продать их за фиат. Это можно сделать при помощи криптообменника или же торговой площадки, которая позволит перевести средства на карту местного банка, если она у вас есть. В зависимости от ситуации и страны детали схемы могут меняться.
Купить криптовалюту можно как в России (никто не может ограничить сумму инвестиций), так и уже за рубежом через криптобиржи или российские обменники, которые принимают карты РФ. На оплату комиссий уйдет в среднем от 1 до 5% от суммы сделки. Какой способ окажется удобнее и выгоднее, зависит от каждой конкретной ситуации. Да и в целом держать активы на централизованной криптобирже сейчас достаточно рискованно — многие площадки блокируют аккаунты российских пользователей. Поэтому после покупки криптовалюты лучше сразу вывести ее на некастодиальный кошелек, который не хранит приватные ключи, — тогда доступ к средствам никто не сможет заблокировать. Ранее мы подробно рассказали, как обходить блокировки российских пользователей с помощью децентрализованных инструментов.
Для вывода денег чаще всего используются долларовые стейблкоины, в частности самый популярный и повсеместно принимаемый Tether (USDT). «Инвестиционные» криптовалюты без фиксированного курса, например ВТС или ЕТН, не очень подходят для переводов и обналичивания из-за волатильности и часто высоких комиссий за транзакции. Долларовые же стейблкоины легко конвертировать в любую фиатную или цифровую валюту, не теряя на комиссиях. Исключение — алгоритмические стейблкоины вроде UST: 10 мая монета потеряла привязку и опустилась в цене до $0.23.
Если есть карта местного банка, можно воспользоваться любым p2p-обменником, работающим на территории страны. Если карты нет, надежнее обналичить деньги в офисе обменника: в нем дают адрес кошелька, на который нужно перевести монеты. После перевода выдают фиатные деньги в выбранной валюте: в долларах или национальной валюте. За отдельную плату можно заказать доставку наличных.
Открыть счет в зарубежных банках эмигрантам не всегда просто: часто для этого нужно получить много сопутствующих документов. А некоторые банки и вовсе отказывают россиянам в открытии счетов. Дальше всех пошел крупнейший частный банк Грузии Bank of Georgia, который до конца марта заставлял новых российских клиентов подписать документ с «осуждением спецоперации» в Украине. Да и ранее простые требования при открытии счета были заменены строгими KYC-процедурами — теперь придется доказать легальность личных средств. Непросто открыть счет и в турецких банках. Единого подхода там нет, в одних банках могут потребовать внести минимальный депозит, а в других — получить турецкий ИНН.
Другая проблема — настороженное отношение банков к частым переводам или операциям, связанным с криптовалютами. Эмигранты в грузинских и армянских чатах предупреждают, что местные банки внимательно следят за поступлениями на счет и могут заблокировать его, если не смогут определить источник средств или обнаружат, что этим источником является обменник.
Еще один момент, который надо иметь в виду при работе с обменниками, касается того, что многие из них вводят минимальную сумму покупки/продажи — чаще всего это несколько тысяч долларов. Например, в Стамбуле большинство обменников покупают ВТС или USDT на сумму от $1 000 и выше. Но существуют более демократичные обменники вроде Nakitcoins, где сумма сделки начинается от $50.
Размер комиссий в обменниках в среднем от 2 до 5%. Конкретные проценты зависят не только от площадки и суммы обмена, но и от географического расположения. Например, в Турции средняя комиссия обменников в Стамбуле составляет 3%, в курортных городах Анкара и Алания — от 5% и выше, а при обмене через русскоязычных менял может превышать и 10%.
При этом часто в обменниках курс обмена менее выгоден, чем на криптобиржах или p2p-площадках. Как отметили в эмигрантских чатах, первые недели после начала «спецоперации» курс обмена того же USDT был на 10-15 рублей выгоднее, чем на бирже или в банках. Но постепенно обменники начали «пользоваться ситуацией». Сейчас разница между рыночным курсом и курсом обменника может быть уже не в пользу последнего.
Найти подходящий обменник можно на популярных агрегаторах вроде Bestchange или LocalBitcoins. Обменники есть в большинстве крупных городов, но надо учитывать, что поисковики зачастую выдают не все адреса их офисов. Узнать подробнее об обмене криптовалют в конкретной стране можно в различных чатах в мессенджерах вроде Telegram. Например, вот крипточаты Грузии, Турции, Дубая.
В некоторых городах обналичить цифровые активы можно с помощью криптобанкоматов. Но эти устройства не очень распространены, большинство из них не выдают наличные, а в тех, которые выдают, курс обмена, как правило, наиболее невыгодный. Для сравнения: по данным Coinatmradar, в Грузии всего 48 криптобанкоматов, в Турции — 10, в Армении и Казахстане — по 2 (в России их, кстати, 53).
Криптовалюты можно использовать напрямую и для получения зарплаты. Самозанятые и фрилансеры могут договориться с заказчиком о том, чтобы тот переводил им криптовалюты — чаще всего на такой способ расчетов соглашаются зарубежные заказчики, которые из-за санкций потеряли возможность платить российскому сотруднику.
Истории наших читателей
Некоторые наши подписчики поделились с нами личным опытом использования криптовалют за границей. Ниже мы приведем несколько рассказов наших читателей о том, как криптовалюты помогли им не остаться без денег в другой стране.
Александр, 24 года, переехал из Сочи в Ереван
Александру 24 года, он работает в IT. Инвестирует в криптовалюты около 5 лет, последние 8 месяцев получает зарплату в USDT. У него никогда не было проблем с обналичиванием денег — он просто использовал р2р-обменники и выводил рубли на свою карту с минимальными потерями.
После начала военного конфликта в Украине Александр улетел из Сочи в Ереван. С собой у него было только $500 наличными, а все остальные деньги были в USDT.
По словам Александра, в Ереване р2р-рынок менее развит, чем в России: есть проблемы с ликвидностью, на крупных площадках мало объявлений об обмене армянского драма, курс обмена минимум на 5% выше, небольшой стакан (сложно обменять крупные суммы). По оценкам Александра, на р2р-рынке Грузии примерно такая же ситуация. Поэтому вариант с открытием карты местного банка был не особо целесообразным.
Тем не менее Александр хотел открыть счет в банке, чтобы не таскать с собой постоянно наличные. Но банки ужесточили работу с иностранными гражданами: требуют договор аренды или трудовой договор, сопроводительные документы, оплату за открытие счета и ежемесячную плату за его ведение. В итоге наш читатель так и не открыл счет в местном банке.
При этом Александр был в нескольких обменниках Еревана. Там его все устроило: в обменниках в основном меняют ВТС и USDT на доллары, драмы и рубли. Средние комиссии составляют не более 3%, а в некоторых обменниках готовы обменивать USDT на драмы вообще без комиссий. Курс обмена не завышен. Реклама обменников расклеена по всему городу, а их офисы находятся на центральных улицах. При обмене нет никаких KYC или проверок крипты на «чистоту» (не использовалась ли криптовалюта преступниками), все говорят на русском или английском языке.
Александр также пользовался двумя расположенными в Ереване криптоматами компании SkyLabs. Это оказалось удобно и просто. Нужно заранее перевести монеты на кошелек компании, получить код для снятия и ввести его в криптомате. Все получается даже быстрее, чем через обменник, но комиссия чуть выше — не менее 2.5—3%. Другой минус криптоматов — снять можно только довольно крупные суммы.
В целом Александр отметил, что в Армении доброжелательное отношение к криптопользователям: властям нет дела до крипты и люди спокойно к ней относятся. В Ереване есть небольшое криптокомьюнити, внутри которого можно провести сделки без комиссий.
Николай, 27 лет, переехал из Москвы в Аланию
Николай — графический дизайнер. В середине марта он прилетел из Москвы сначала в Стамбул, а потом перебрался в Аланию. До переезда он слабо интересовался криптовалютами, но когда власти ввели ограничения на вывоз капитала, а российские карты за границей превратились в бесполезный кусок пластика, он решил разузнать про криптовалюты больше.
В итоге он купил на все свои сбережения USDT и прилетел в Турцию всего с $300 наличными, которые остались от прошлогоднего отпуска. Часть средств он обналичил в Стамбуле — этого хватит на несколько месяцев жизни. Если еще понадобятся деньги, то обналичит их в Алании. Зарплату Николай получает в рублях на российскую карту.
Пока он не покупал новые USDT, но если имеющиеся закончатся, то купит за рубли на российском р2р-обменнике и обналичит в Турции. Также Николай пользуется картой «Мир» — ее принимают в некоторых точках страны.
Алина, 24 года, переехала из Москвы в Тбилиси
Алина — дизайнер и блогер, в начале марта вместе с друзьями она прилетела из Москвы в Тбилиси. Перед вылетом они купили наличные доллары по сильно завышенному курсу, опасаясь, что потом курс будет еще выше.
О возможности использовать криптовалюты Алина и ее друзья задумались только в Тбилиси, узнав об этом из комментариев в русскоязычном чате. В начале апреля имеющиеся деньги закончились и ребята купили на русском обменнике со своих карт USDT, которые сняли в одном из обменников в центре Тбилиси. Курс был средний по городу. Этих денег им хватит еще на месяц. Если ребята не придумают других способов обналичивать деньги, то и дальше планируют использоваться для этого криптовалюты.
Андрей, 35 лет, переехал из Санкт-Петербурга в Тбилиси
Андрей — программист из Санкт-Петербурга. Он улетел в Грузию с женой в конце февраля. С собой супруги взяли только по одному чемодану и немного наличных.
До переезда Андрей почти не интересовался криптовалютами. Но когда в начале марта платежные системы заблокировали карты российских банков, пришлось срочно искать варианты обналичивания средств. Через российские р2р-обменники Андрей перевел несколько десятков тысяч долларов в USDT, которые обналичил на месте в Тбилиси. С частью заказчиков удалось договориться, они согласились переводить оплату сразу в USDT. Так криптовалюты, которыми Андрей никогда раньше не пользовался, внезапно стали его основным источником дохода.
Андрей был удивлен, насколько просто оказалось конвертировать стейблкоины. Через чат русскоговорящих он нашел ближайший обменник, написал им в Telegram, договорился о сумме, пришел в офис, перевел монеты с помощью смартфона и тут же получил доллары и лари с минимальной комиссией. У него не спросили даже паспорт. В другом обменнике у Андрея попросили сделать фотографию и скан паспорта. Средняя комиссия в обменниках Тбилиси составляет 2.5—3%.
В Тбилиси и Ереван также переехали несколько знакомых Андрея. По его словам, все они обналичивают деньги с помощью USDT и обменников. Почти все русские, с которыми Андрей разговаривал в Тбилиси, использовали криптовалюты для обналичивания хотя бы части своих средств.
В заключение
Как видим, криптовалюты — не только отличный инвестиционный инструмент, но и один из самых действенных способов, позволяющих обойти санкционные ограничения десяткам тысяч наших соотечественников.
Цифровые активы на деле доказали, что воплощают в себе принципы децентрализации и финансовой свободы.