Медвежий рынок или коррекция: что происходит с биткоином?
19 мая 2021 года войдет в историю крипторынка как «черная среда». Биткоин потерял за день $13 000 (свыше 30%), вплотную подобравшись к психологически важным $30 000. Альткоины упали еще сильнее: многие из них — более чем на 50%. Так, за сутки капитализация крипторынка упала на треть, снизившись на $720 млрд. Сегодня BTC торгуется на уровне $36 600, но сигналов на будущий рост пока нет. Какая ситуация складывается на рынке — это коррекция, за которой последуют новые максимумы, или начало очередной криптозимы?
Со всех сторон говорят о наступлении медвежьего крипторынка — периода, во время которого цены цифровых активов постоянно снижаются. Биткоин в очередной раз хоронят и пророчат долгую криптозиму. Если пессимистические прогнозы верны, то на этот раз бычий рынок закончился слишком быстро — большинство экспертов были уверены, что он продлится как минимум до осени или зимы.
Но, может быть, пессимисты поторопились, и мы видим не смену тренда, а лишь одну из предсказанных коррекций? В пользу этого говорит выкуп активов на просадке институциональными и крупными инвесторами, ряд технических индикаторов и модели прогнозирования цены ВТС. Разобрались, какова вероятность того, что мы имеем дело именно с очередной коррекцией, а не со сменой долгосрочного тренда.
Почему упал крипторынок?
Недавно мы уже подробно рассмотрели основные причины падения биткоина и альткоинов. Коротко перечислим их.
Плохие новости для BTC. Биткоин — высоковолатильный актив, стоимость которого сильно зависит от новостного фона. И, как будто нарочно, за последние несколько недель новости крипторынка не радовали:
- 22 апреля президент США Джо Байден заявил, что намерен повысить налог на прибыль от инвестиций для богатых американцев. Это может затронуть держателей крупного капитала в криптовалютах.
- 7 мая новый председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Гэри Генслер заявил о необходимости дополнительного регулирования крипторынка ради защиты инвесторов от мошенничества.
- 12 мая Tesla перестала принимать ВТС к оплате из-за мнимой неэкологичности майнинга биткоина, а глава компании Илон Маск в Twitter обрушился с критикой на первую криптовалюту и на энергопотребление ее сети.
- 16 мая сычуаньские майнеры в Китае столкнулись с ограничением на потребляемую электроэнергию, что снизило хешрейт сети Bitcoin на 20%.
- 18 мая Китай запретил финансовым и платежным компаниям предоставлять услуги, связанные с криптовалютами.
- 21 мая на крипторынок обрушилась целая волна негативных новостей: Госсовет Китая заявил о необходимости бороться с майнингом биткоина и криптотрейдингом, Гэри Генслер объявил, что SEC готова возбуждать дела против мошенников в криптосекторе, а власти Гонконга обнародовали планы по запрету торговли криптовалютами среди розничных инвесторов, оставив эту возможность только крупным игрокам. 24 мая стало известно, что запрет майнинга и трейдинга в стране связан с запуском цифрового юаня.
- 23 мая стало известно, что криптобиржа Huobi запретила клиентам из Китая торговать криптодеривативами и ограничила доступ к майнинговым услугам, а площадка OKEx вскоре закроет жителям страны доступ к внутренней монете OKB.
Каскад негативных новостей не дал биткоину восстановиться после недавней коррекции и спровоцировал массовую распродажу.
Паника среди розничных инвесторов. Негативный новостной фон привел к сбросу активов розничными инвесторами, испугавшихся комментариев Маска и новостей из Китая. Это привело к ликвидации огромного количества маржинальных позиций — более $8 млрд за сутки. Трейдеры увлеклись торговлей криптодеривативами с плечом и поплатились за это. При этом институциональные инвесторы и криптофонды не продавали, а, напротив, выкупали биткоин на падении. Об этом подробнее ниже.
Коррекция на фондовом рынке. Сейчас высокую волатильность показывают не только криптовалюты, но и акции фондового рынка — прежде всего, технологических компаний. Например, за последний месяц бумаги Tesla потеряли в цене 20%, индекс NASDAQ (NDX) — 3%. А акции компаний, связанных с криптовалютами, просели еще сильнее: Coinbase — на 30%, MicroStrategy — на 28%, Square — на 16%.
Ценные бумаги падают на фоне увеличивающейся инфляции — инвесторы все больше обеспокоены тем, что растущая инфляция может побудить Федеральную резервную систему США (Центробанк страны) ужесточить денежно-кредитную политику и повысить процентные ставки. Это шаг, который может ослабить готовность инвесторов вкладываться в рисковые активы.
В этот раз биткоин, к сожалению, не проявил себя как защитный актив, хеджирующий от потрясений на фондовом рынке. Первая криптовалюта — это актив, построенный на новых технологиях. Поэтому инвесторы воспринимают ее как акцию технологической компании — курсы биткоина и индексов фондового рынка уже некоторое время скоррелированы друг с другом.
Отличие коррекции от медвежьего рынка
Четкого различия между коррекцией в рамках тренда и медвежьего рынка (то есть смены тренда) нет.
Обычно о начале медвежьего рынка говорят, если актив упал более чем на 20%. Но если речь о крипторынке, то волатильность даже в 30% не сильно удивляет. Здесь важно само направление движения котировок — вверх или вниз.
Коррекция — это временное отклонение цен от основного восходящего тренда. То есть если на рынке сохраняются условия для роста, но цены внезапно упали, после чего вернулись к росту, то это именно коррекция. Если поводов для роста больше нет и цены перестали расти, то рынок медвежий. Задача инвестора определить: на рынке коррекция или смена тренда. Но точного ответа не знает никто.
Сейчас все больше говорят о том, что криптовалюты вступили именно в медвежий рынок. Однако такой пессимизм может быть преждевременным. Несмотря на ужасающие цифры недавних потерь, мы вполне могли видеть не начало краха, а лишь ложный пробой наподобие того, что случился в марте 2020 года. Тогда в «Черный четверг» цена биткоина упала за день на 40% — с $7 970 до $4 777 и даже локально до $3 600. Поводом стало объявление Всемирной организации здравоохранения о глобальной пандемии COVID-19. Тогда обвалился не только криптовалютный, но и мировой фондовый рынок. Но когда инвесторы успокоились, мы увидели один из самых сильных бычьих трендов в истории: криптовалютный и фондовый рынки обновили свои максимумы.
Коррекции биткоина и других монет были ожидаемы. У любого актива, который вырос так же сильно, как криптовалюты за последний год, будут откаты в цене: чем выше стоимость, тем больше инвесторов будут фиксировать прибыль и продавать актив. Еще в прошлом году цена BTC в $65 000 казалась чуть ли не фантастической — трейдеры ждали обновления прошлого максимума в $20 000, а о нынешних ценах даже не мечтали. Поэтому коррекции на таких уровнях не удивляют.
Так что же сейчас на рынке: смена тренда или коррекция? Разберем аргументы в пользу обеих точек зрения.
Что говорит о смене тренда
Темпы и глубина падения биткоина пугают инвесторов сильнее всего. После достижения исторического максимума почти в $65 000, первая криптовалюта падает в цене уже больше месяца и за это время потеряла почти 40%.
Технические индикаторы. В пользу медвежьего рынка говорит также ряд технических индикаторов. Например, сейчас биткоин опустился ниже 21-недельной скользящей средней (он находился выше этой линии почти весь прошлый год) и индикатора Pi Cycle Top, опирающегося на среднюю цену ВТС за 111 дней и множитель 350-дневной скользящей средней.
Виктор Дорохов, эксперт программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН, в комментарии для Media.SIGEN.pro отметил:
«На дневном графике цена ВТС на момент выхода статьи находится на уровне 200-дневной средней стоимости, до этого она пробила этот уровень, а еще ранее была протестирована отметка 100-дневной средней». По мнению эксперта, это говорит «о высоком давлении продаж в уже как минимум среднесрочных масштабах».
Индекс жадности и страха, показывающий ожидания инвесторов и их готовность к риску, сейчас находится на отметке 10 пунктов из 100, что означает период «крайнего страха».
Нет драйверов для нового роста. Уже несколько месяцев цена биткоина находится в коридоре $50 000–$60 000, и это при том, что некоторые альткоины за данное время выросли в несколько раз. Это свидетельствует о том, что «топливо» для очередного ралли закончилось. Для нового роста ВТС нужны какие-то суперпозитивные новости.
Что говорит о том, что на рынке всего лишь коррекция
Сигналы в пользу медвежьего рынка кажутся убедительными, но есть основания думать, что это ложные пробои и крипторынок сохраняет восходящий тренд.
Это не первый обвал крипторынка в рамках этого восходящего тренда. Посмотрим на график цены биткоина за последний год. За это время можно отметить несколько крупных коррекций:
- С 9 по 28 января: с $40 000 до $31 500 — на 21%;
- С 21 по 28 февраля: с $57 900 до $45 000 — на 22%. Ранее мы уже подробно рассказали о причинах этой коррекции;
- С 14 по 25 марта: с $61 000 до $53 000 — на 13%;
- С 14 по 26 апреля: с $64 800 до $49 000 — на 24%. После этого до 10 мая ВТС вырос до $59 000;
- С 10 по 19 мая биткоин упал с $59 000 до $31 000 — на 47%. За день актив прибавил 29% и два дня держался около $40 000. Но после новостей о запрете майнинга в Китае упал до $33 000–$35 000.
Если сравнить с предыдущими коррекциями, то недавний обвал по-прежнему выделяется своей глубиной, но уже выглядит чуть менее пугающим. Во время прошлых бычьих циклов коррекции в 20–30% тоже случались и никого не удивляли.
Для окончания бычьего тренда еще слишком рано. Ранее мы подробно рассказали об основных моделях оценки цены биткоина и рассмотрели, когда согласно им и предсказаниям экспертов BTC достигнет своего пика в рамках этого восходящего тренда.
Напомним, что, согласно мнению экспертов, биткоин может достигнуть цены от $100 000 до $400 000 к осени или до конца этого года. Основные модели оценки стоимости первой криптовалюты, например, Радужный график биткоина (Bitcoin Rainbow Chart), коэффициент NVT (Network Value to Transactions Ratio), Гиперволновая теория (Hyperwave Theory) тоже предсказывают, что восходящий тренд должен сохраниться до конца этого — начала следующего года.
Виталий Кирпичев, директор по развитию в России TradingView, в комментарии для Media.SIGEN.pro отметил, что для наступления медвежьего цикла еще слишком рано:
«Цикл галопирующего роста 2017–2018 годов длился 12 месяцев. Перенося этот временной интервал в текущую ситуацию, мы можем предположить реализацию данного паттерна в четвертом квартале 2021 года».
Юлия Захарченко, трейдер, преподаватель и член ассоциации «РАКИБ», полагает, что смены тренда пока не было и о медвежьем рынке стоит говорить, только если биткоин закрепится на отметке ниже $30 000. Сейчас же речь идет лишь о глубокой коррекции. По мнению Захарченко, бычий рынок сохранится примерно до конца года.
Stock-to-Flow (Соотношение запасов к приросту, S2F), самая популярная модель предсказания цены биткоина, тоже предполагает, что первая криптовалюта еще должна вырасти минимум до $100 000 в рамках этого восходящего цикла. Ранее модели удавалось предсказывать предыдущие циклы роста и спада. Ее создатель, аналитик PlanB, считает, что снижение индекса относительной силы биткоина (RSI) говорит в пользу того, что монета находится только в середине своего бычьего цикла — именно так было в предыдущие периоды.
Насколько точна Stock-to-Flow? Ранее модель неоднократно критиковали за математическую необоснованность и методологические ошибки. Но, согласно свежему исследованию Iconic Funds and Cryptology Asset Group, ведущего европейского управляющего криптоактивами, авторы которого проанализировали 19 факторов, влияющих на стоимость криптовалют, цена биткоина определяется, прежде всего, именно по соотношению запасов ВТС к его приросту.
Выкуп просадки крупными инвесторами. Во время недавнего падения биткоин продали в основном краткосрочные инвесторы, купившие его недавно. Они продали его в убыток, опасаясь дальнейшего падения монеты. А вот крупные инвесторы и фонды, по данным Chainalysis, наоборот, выкупили падение ниже $40 000.
Так, например, во время «распродажи» цена ВТС на американской Coinbase, которую считают биржей для институционалов, была на несколько тысяч долларов выше, чем на других биржах. Это может говорить о повышенном спросе со стороны крупных инвесторов в США.
Важным кажется и быстрый отскок биткоина с локальных минимумов в $31 000 до $39 000 всего за несколько часов — инвесторы восприняли такую цену как подарок. Об удержании BTC заявили и несколько известных и крупных инвесторов: например, Майкл Сейлор и его компания MicroStrategy, Илон Маск и Tesla, а также глава TRON Джастин Сан, который купил ВТС на $150 млн.
Сброс актива может пойти на руку биткоину — больше монет окажется у долгосрочных инвесторов, не склонных к панике и распродажам.
Сезон альткоинов. Пока биткоин болтался в боковике, некоторые альткоины выросли в несколько раз, и эксперты заговорили о наступлении так называемого «сезона альткоинов» — периода, когда другие криптовалюты растут гораздо быстрее биткоина.
Виталий Кирпичев отметил, что предвестником прошлого медвежьего рынка и криптозимы 2018 года был сильный рост криптоактивов из «третьего эшелона». Ближе к пиковым значениям доминирование биткоина достигало исторического минимума, а эфир и монеты, созданные на его платформе, демонстрировали наибольшую долю на рынке. Эксперт считает: «Если проводить параллель с тем временем, то во время майского обвала доминирование биткоина находилось вблизи минимумов января 2018 года, однако не пробило прошлый уровень. Если опираться на этот исторический паттерн, то логично ожидать еще одну волну роста, в первую очередь, в альткоинах. Это ралли сформирует новый пик суммарного доминирования токенов, основанных на блокчейне Ethereum и Binance, а также исторический минимум доминирования биткоина».
Почему восходящий тренд может продолжиться
Ранее мы уже подробно рассмотрели то, что может привести к новой криптозиме и почему ее может не быть.
Если коротко, то после бычьего ралли 2017 года крипторынок сильно изменился. Рост обусловлен фундаментальными причинами — выросла роль крупного капитала, появилась вся необходимая для него инфраструктура, криптовалюты стали частью финансового мира, а их использование становится массовым. Без резко отрицательного новостного фона крипторынок вполне может оставаться в рамках долгосрочного восходящего тренда, переживая краткосрочные коррекции даже на 50%. В этом случае, как только у паникующих краткосрочных инвесторов закончатся биткоины, нисходящее давление ослабнет и цена пойдет вверх.
Однако ситуация может повториться, и после достижения пика биткоин уйдет в затяжной медвежий рынок. Но даже в этом случае вероятно, что криптозима не будет очень сильной и окажется короче предыдущей — аналитики предсказывают сильный уровень поддержки BTC в районе $20 000–$30 000 и более оптимистичных $40 000.
Поэтому сейчас большинство аналитиков по-прежнему уверены, что нынешний откат лишь заправит крипторакету для более сильного ралли. Опрошенные нами эксперты тоже считают, что пока говорить о смене тренда преждевременно.
Виктор Дорохов рассматривает два возможных сценария для продолжения восходящего тренда:
- Менее вероятный — динамичный возврат в зону $40 000–$60 000, закрепление в ней и выход из нее;
- Более вероятный — формирование нового торгового диапазона на уровне $30 000–$42 000 и постепенный выход в тренд после последовательного пробоя предыдущих уровней сопротивления. При этом важно, чтобы биткоин закрепился над 200-дневной скользящей средней — сейчас средняя цена за 200 дней находится на уровне $40 000.
Что сейчас делать инвесторам?
Конкретные действия сейчас зависят от выбранной стратегии и того, когда инвестор зашел в рынок.
Для краткосрочных инвесторов и трейдеров с маржинальной торговлей любая ошибка может оказаться роковой.
Если вы долгосрочный инвестор или ходлер, не паникуйте и придерживайтесь своей основной стратегии. Установите стоп-лосс или стоп-лимит — это позволит вам выйти из рынка с прибылью до того, как активы упадут ниже цены покупки. При выходе лучше использовать стейблкоины и переждать волнения на рынке в них.
Если вы готовы к риску, используйте просадки для закупок, но помните про золотое правило усреднения — заходить «лесенкой» и не ловить «падающий нож» (закупайтесь при смене тренда на восходящий).
Если вы не торгуете с плечом и не купили монеты на максимумах, то паниковать из-за коррекции не стоит.