Великий передел: кто занял место Китая в майнинге биткоина?
B октябре Кембриджский центр альтернативных финансов (CCAF) опубликовал отчет об изменении распределения хешрейта сети Bitcoin по странам. Китай из-за принятых весной запретов потерял статус лидера в сфере майнинга биткоина — его доля опустилась фактически до нуля. Первое место заняли США с 35.4%, следом идут Казахстан с 18.1%, Россия с 11.2% и Канада с 9.6%. Разобрались, как изменился рынок майнинга первой криптовалюты с тех пор, как власти Китая запретили ее добывать.
Масштабная реструктуризация рынка майнинга
Китай всегда был лидером по добыче биткоина. На пике в сентябре 2019 года на его долю приходилось свыше 75.5% хешрейта сети Bitcoin, а в мае этого года — 44%. Однако полный запрет сектора в Китае и миграция китайских майнеров в другие страны стали ключевыми факторами, запустившими крупнейший передел майнингового рынка за всю историю криптоотрасли.
Напомним, что в мае власти Китая запретили майнинг биткоина, аргументируя это тем, что добыча криптовалют вредит экологии и требует больших энергозатрат, а страна стремится сократить свой углеродный след. Кроме того, китайским компаниям было запрещено предоставлять услуги, связанные с криптовалютами. После этого майнеры стали отключать майнинговое оборудование и переезжать в другие страны, прежде всего в США и Канаду, Россию и Казахстан, Восточную и Северную Европу. Это привело к резкому снижению хешрейта и сложности сети ВТС — к середине июля хешрейт блокчейна Bitcoin сократился на 54% от пиковых значений, достигнутых в мае.
За летние месяцы часть китайских майнеров успела переехать в более дружелюбные к криптосектору юрисдикции и снова запустить оборудование. В результате хешрейт сети Bitcoin начал постепенно восстанавливаться: с июля он вырос почти на 70% — с 85 EH/с до 144 EH/с, и сейчас находится лишь на 20% ниже максимума.
Хешрейт растет даже более быстрыми темпами, чем ожидалось. Индустрия майнинга постепенно восстанавливается после майских событий: доходы ВТС-майнеров приближаются к весенним пикам, а обвалившиеся летом вдвое цены на ASIC снова растут.
Изменение доли стран в хешрейте биткоина в августе по сравнению с апрелем этого года:
СтранаАпрель АвгустКитай46.04%0.00%США16.85%35.40%Казахстан8.19%18.10%Россия6.84%11.23%Канада3%9.55%
Как видим, свыше 46%, потерянных Китаем, распределились между США, Казахстаном, Россией и Канадой. Вероятно, именно в эти страны и перенесли свои мощности большинство китайских майнеров.
Но стоит понимать, что данные, собранные CCAF, могут быть сильно искажены. Так, компания проанализировала информацию, предоставленную четырьмя пулами — BTC.com, Poolin, ViaBTC и Foundry USA, на которые приходится 44% хешрейта сети Bitcoin. Кроме того, майнеры часто используют VPN, что может скрыть их реальное местоположение и исказить результаты анализа.
Однако очевидно, что запрет добычи криптовалют в Китае стал катализатором мощных перемен в географии BTC-майнинга. Рассмотрим, как проходит переезд китайских майнеров в США, Казахстан, Россию и Канаду.
США: Техас может стать новым майнинговым центром мира
Переезд в США для китайских майнеров непрост: перевозка оборудования морскими контейнерами занимает много времени и стоит дорого, плюс его надо разместить на месте, а рабочая сила в Штатах гораздо дороже, чем в Китае. Тем не менее большинство китайских майнеров выбрали именно эту страну.
Причина кроется в политической стабильности, развитой инфраструктуре и понятных правилах игры. В Китае, России или Казахстане, как и во многих других странах, никогда нельзя быть уверенным, что регуляторы завтра же не запретят весь майнинг или новые фермы не погрязнут в многочисленных проверках. В США хоть и строгие законы, но они соблюдаются, а частная собственность священна. Правовая защита бизнеса — это то, что предпочли переехавшие в США майнеры: ведь то, что случилось с майнерами в Китае, никогда не случится в Штатах. Роман Забуга, представитель майнинговой компании BitRiver, в комментариях Media SIGEN․pro среди причин популярности США у китайских майнеров также отметил защиту интересов предпринимателей и сильное китайское лобби непосредственно в Штатах.
При этом многие китайские майнеры для продолжения своей деятельности выбрали штат Техас. Этот регион является идеальным местом для майнинга ВТС благодаря обилию дешевой солнечной и ветровой энергии и благоприятной для криптовалют позиции властей. Более того, губернатор Техаса Грег Эбботт является активным сторонником криптовалют.
Помимо Техаса, китайские майнеры также активно переезжают в такие штаты, как Вайоминг, Небраска, Джорджия, Южная Дакота, Северная Каролина, Флорида и Мэриленд. Ведь в США много возможностей для развития «зеленого майнинга» не только в Техасе: например, в штатах Вашингтон, Нью-Йорк и Флорида развиты гидро- и атомные электростанции. При этом в том же Техасе популярно использование майнинговых установок на нефтяных месторождениях: энергию получают от попутного нефтяного газа, который образуется при добыче нефти. Эту технологию разрабатывают компании Upstream Data, Great American Mining и Crusoe Energy Systems.
Несмотря на все преимущества, для китайских майнеров в США есть немало ограничений. Больше всего им не хватает дешевой рабочей силы и возможности быстро запускать свое оборудование. Фермы, которые в Китае строят за пять месяцев, в Техасе могут возводить до полутора лет. Стоимость контейнерных перевозок с начала пандемии также выросла в несколько раз, а за ввоз оборудования в страну надо заплатить таможенные пошлины в размере 25% от его стоимости. Кроме того, у электросети того же Техаса есть проблемы с надежностью во время экстремальных погодных условий: периодически бури обрывают провода и лишают энергии сотни населенных пунктов. В зимние месяцы отключение электроэнергии вообще считается нормой в этом штате.
В любом случае сейчас США — новый лидер майнингового рынка и, вероятно, останется им в ближайшие годы.
Казахстан: неустойчивое второе место на рынке
Казахстан — логичное место для переезда китайских майнеров. Страна граничит с Китаем, а это значит, что перевозить оборудование туда ближе и дешевле всего. На руку майнерам играют дешевое электричество и холодный климат (экономия на охлаждении позволяет сократить потребление энергии до 30%).
При этом в Казахстане уже работают крупные дата- и майнинговые центры. Например, в 2020 году компания Enegix построила крупнейший в стране майнинговый центр на 180 мегаватт возле города Экибастуз. Так что майнеры переезжали в страну еще до того, как Китай запретил у себя добычу ВТС. В общей сложности, по данным казахского издания «Хабар 24», в страну переехали около 50 китайских майнинговых фирм.
Однако у Казахстана есть немало преград на пути к увеличению доли добычи биткоина. Так, страна не соответствует тренду на экологичность майнинга. Около 87% электроэнергии Казахстана вырабатывается из ископаемого топлива, из которых более 70% приходятся на уголь.
В то же время страна больше не может принимать новых майнеров — все мощности уже зарезервированы, при этом в Казахстане наблюдается нехватка электроэнергии. Как следствие, в конце июня власти приняли закон, который предполагает введение дополнительной платы в 1 тенге ($0.0023) за 1 кВт·ч электроэнергии, затраченной на майнинг, начиная с января 2022 года.
Ситуация усугубляется тем, что до 40% майнеров в стране могут работать нелегально, воруя электричество из сети. Ассоциация блокчейна и индустрии дата-центров Казахстана считает, что власти должны активнее бороться с ними и поощрять тех, кто работает в белую, сообщает «Хабар 24». Ведь легальные майнеры привлекают в страну инвестиции, платят налоги и создают рабочие места. Так, официально майнинг уже привлек в Казахстан около $192 млн инвестиций. Введение дополнительного налогообложения может снизить интерес международных инвесторов к казахской майнинг-индустрии. Кроме того, в последние годы тарифы на электроэнергию уже повышались несколько раз. Чтобы решить проблему с нехваткой энергии, Ассоциация предлагает также позволить майнерам импортировать электричество из других стран.
В целом у Казахстана есть все предпосылки к тому, чтобы в ближайшие годы потерять второе место в географическом распределении майнинга, уступив его России или Канаде. Ведь у той же России нет проблем с электроэнергией и имеются большие возможности для развития «зеленого» майнинга.
Россия: потенциальный лидер майнингового рынка
Россия, как и Казахстан, понятный вариант для переезда китайских майнеров. В стране холодный климат, дешевое электричество, она географически близка к Китаю. Среди других преимуществ:
- Избыток генерирующих мощностей и развитый оптовый рынок электроэнергии — майнерам хватает электричества, они не «обкрадывают» население и промышленность, а, напротив, электростанции рады продать им энергию. Россия — одна из немногих стран, которая может предоставить достаточно мощностей для большого количества майнеров;
- Наличие развитой инфраструктуры — в стране уже работают несколько крупных дата-центров, на которых можно разместить оборудование, не строя фермы с нуля. Среди них площадки компаний BitRiver, Cryptoreactor, MineSpot, Minery, BitCluster, CryptoUniverse и Росэнергоатома.
- Много профессионалов, которые могут развивать отрасль на высшем уровне.
Именно благодаря этим преимуществам Сибирь стала одним из майнинговых центров мира. Так, мощности в местных дата-центрах арендуют не только китайские майнеры, но и майнеры из Европы, США, Восточной Азии и Южной Америки. Ранее мы подробно рассказали, чем Россия привлекает зарубежных майнеров и каковы ее шансы стать лидером этого рынка.
Одна из проблем майнинга в России — нелегальные майнеры. Они незаконно подключаются к электросетям, воруют энергию и нагружают сеть. В Иркутской области самые низкие тарифы на электричество в стране: 1.23 ₽/кВт⋅ч — в городах, 0.86 ₽/кВт⋅ч — в сельской местности. В результате этот регион стал одним из лидеров по нелегальному майнингу. Так, в области в 2021 году потребление энергии выросло в 2.5 раза по сравнению с прошлым годом — причина именно в нелегальных майнерах. Они существенно увеличивают нагрузку на сеть, что может закончиться авариями.
Более того, даже губернатор Иркутской области Игорь Кобзев попросил Москву о помощи в борьбе с незаконным майнингом. По мнению главы региона, майнеры должны оплачивать электроэнергию по более высоким тарифам, а саму отрасль надо законодательно закрепить как вид предпринимательской деятельности. С такой позицией согласно и Минэнерго — оно также предлагает исключить потребление электричества майнерами по тарифам для физлиц.
В середине июня Российская Ассоциация криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ), в которую входят более 2 000 российских криптокомпаний, запустила проект по привлечению в Россию биткоин-майнеров и развитию сектора в стране. Организация взяла на себя координацию работы с госорганами, электростанциями и зарубежными компаниями. В РАКИБ считают, что у России есть все шансы стать лидером рынка и сформировать специализированные кластеры, поддерживающие криптовалюты. В планах организации: строительство новых дата-центров, развитие экомайнинга (ферм, работающих на возобновляемых источниках энергии), привлечение зарубежных инвесторов и партнеров.
Россия — один из самых перспективных регионов для развития «зеленого» майнинга. До 40% всей электроэнергии в России вырабатываются гидро- и атомными электростанциями в Сибири и на Дальнем Востоке. В стране также активно развивается ветроэнергетика. Есть и примеры использования для майнинга энергии попутного нефтяного газа, образующегося при добыче нефти: вместо того, чтобы сжигать, его тратят на выработку электроэнергии.
Россия — идеальное место для майнинга с точки зрения климата, развития энергетики и инфраструктуры. Проблемы для роста сектора в стране только регуляторные и политические. Иностранных партнеров отпугивает правовая неопределенность с майнингом в России. В стране индустрия не запрещена, но в принятом «Законе о цифровых финансовых активах (ЦФА)» она никак не регулируется. При этом в будущем планируется введение дополнительного регулирования для дата-центров.
Роман Забуга также напомнил, что не так давно в России велись уголовные дела против иностранных инвесторов, что, безусловно, пугает тех, кто мог бы вложить деньги в майнинг в стране. «Обоснован ли такой страх или нет — это уже вопрос второго порядка. А страх в некоторых ситуациях сильнее здравого смысла. В случае с нерегулируемой отраслью — вдвойне», — считает он.
Роман также подчеркнул, что невозможно точно подсчитать, сколько мощностей и устройств перевезли из Китая в Россию. По мнению эксперта, в промышленном масштабе речь идет о не менее 200 000–300 000 устройств. Но и без китайских «мигрантов» за последний год российский рынок сильно вырос, а порог входа в сектор увеличился с 3 до 50 раз.
Сейчас у России есть все шансы для мощного развития майнингового сектора в стране, а также для того, чтобы обогнать Казахстан в доле хешрейта сети Bitcoin. Для этого есть все предпосылки — дело за властями и регулированием. А вот перегнать США, считает Роман Забуга, у России вряд ли получится: «Здесь скорее вероятен вариант, при котором отрыв не только сохранится, но и увеличится. В вопросе с Казахстаном все немного более оптимистично: кроме культурной и логистической близости, у Казахстана нет плюсов перед РФ. Только минусы: нехватка свободной энергомощности (10 ГВт — в РК, 35 ГВт — в РФ) и использование угольной генерации (в Казахстане нет «зеленой» энергии, а в РФ есть — это особенно важно для подавляющего большинства институциональных инвесторов и публичных компаний)».
Также Роман предположил, что предпринимаемые Минэнерго шаги в отношении домашних майнеров в конечном итоге «дадут начало целой веренице решений, которые, в свою очередь, затронут всю индустрии целиком с привлечением соответствующих министерств, ведомств, регуляторов».
Канада: шансы вырваться в тройку лидеров рынка
Популярность Канады среди китайских майнеров понятна. В стране холодный климат, а таможенные пошлины и налогообложение сектора ниже, чем в США. В Канаде работают такие крупные майнинговые компании, как HIVE Blockchain, Hut 8 Mining и Bitfarms. Последние две размещены на Торонтской фондовой бирже.
Единственный действующий производитель ASIC в Северной Америке, ePIC Blockchain, также находится в Торонто. Сейчас компания производит только устройства для майнинга Siacoin, но вскоре она выйдет на рынок ASIC для биткоинов — это удешевит для местных майнеров покупку оборудования и стоимость его ремонта. Компания Blockstream также объявила о своих планах начать производство ASIC для ВТС.
Самые популярные регионы для майнинга в стране: провинции Квебек, Альберта, Британская Колумбия и Нью-Брансуик. Больше всего майнеров в Квебеке. Однако из-за популярности сектора власти провинции стали ограничивать количество энергии, которое может потреблять весь сектор. Поэтому новые компании в основном перебираются в другие провинции. Сейчас в лидерах Альберта, Лабрадор и Онтарио. В Альберте много нефтяных месторождений, на которых еще с 2017 года компания Upstream Data использует нефтяной газ для добычи биткоинов.
У Канады есть все для развития сектора майнинга в стране. Темпы роста сильно уступают США, но в перспективе нескольких лет отставание Канады может значительно сократиться и она вполне способна перегнать по доле рынка Россию. По сравнению с нашей страной, у майнинга в Канаде нет политических и регуляторных рисков.
Как реструктуризация майнинга скажется на рынке
Китайские майнеры, помимо перечисленных стран, переезжают также в Киргизию, Беларусь, Исландию, Норвегию, Швецию и Иран. Роман Забуга отмечает, что процесс перераспределения устройств до сих пор идет, при этом большое количество оборудования все еще лежит на складах, так как его попросту некуда ставить. А при высокой цене за BTC в плюс до сих могут работать еще и ранее казавшиеся устаревшими майнеры Antminer S9.
Перераспределение долей стран в хешрейте Bitcoin сделает сектор и саму криптовалюту более децентрализованными и повысит безопасность биткоина. Теперь большинство майнеров работают в юрисдикциях с более предсказуемым регулированием, чем в Китае. Это должно увеличить инвестиции в сектор и способствовать его долгосрочному развитию.
Также мы можем увидеть появление специальных майнинговых зон в странах, которые являются лидерами рынка — там могут действовать специальные правовые и налоговые режимы для майнинговых компаний.
Роман Забуга отметил, что миграция китайских майнеров повлияла на количество и виды работающего майнингового оборудования: «Рынок получил значительное количество современных ASIC, “омолодился”, также временно исчез дефицит оборудования последнего поколения: кто захотел, смог обновить свой парк устройств».
Возможно, географическое перераспределение майнинга положительно скажется на развитии «зеленого» майнинга. Ведь многие мощности переместились в регионы с развитой гидро- и атомной энергетикой, а также в более экологически сознательные страны. Ранее мы уже подробно рассмотрели, как майнинг биткоина может стать более экологичным.
В любом случае запрет майнинга в Китае не убил рынок, а, наоборот, оздоровил его и создал предпосылки для более мощного развития.