Метавселенные: почему компании экспериментируют с виртуальными мирами?
В ноябре Марк Цукерберг сообщил, что Facebook переименовывается в Meta, подчеркнув, что его компания займется разработкой собственной метавселенной. Но Facebook — далеко не единственная компания, которая делает ставку на виртуальные миры. Помимо таких техногигантов, как Microsoft, Google, Samsung, Sony, Epic Games и Roblox, с метавселенными и NFT экспериментируют Adidas, Nike, Gucci, Balenciaga, Hyundai и Dyson. При этом список далеких от криптомира брендов, которые запускают представительства в метавселенных, постоянно растет. Разобрались, почему крупные компании выходят в этот новый сектор, как будет развиваться новый рынок метавселенных и какую роль во всем этом сыграют криптовалюты.
Что такое метавселенная
Метавселенная — это виртуальный мир, в котором пользователи могут взаимодействовать друг с другом, владеть цифровым имуществом, работать и развлекаться.
Впервые термин «метавселенная» появился в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Снежная катастрофа». Там люди взаимодействуют друг с другом и с искусственным интеллектом в виртуальном трехмерном пространстве. Идеи же единого виртуального пространства для всех обсуждаются еще с 1970-х.
Попасть в метавселенную можно с помощью персонального компьютера и браузера, а также устройств виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR): гарнитур виртуальной реальности, очков дополненной реальности и приложений для смартфонов. Пользователи могут создавать собственные цифровые аватары и развивать их, например, покупать им новую одежду или изменять их внешность. Метавселенные считаются следующим этапом развития интернета.
Роль NFT и криптовалют в развитии метавселенных
Метавселенные — это потенциально огромный рынок для криптовалют и NFT. В каждом виртуальном мире будет своя экономика, и криптовалюты для этого подойдут гораздо лучше, чем фиатные деньги. Ведь метавселенным понадобятся финансовые инструменты, которые позволят пользователям из разных стран взаимодействовать друг с другом.
В частности, особую роль в метавселенных сыграют NFT — невзаимозаменяемые токены. Они позволяют юзерам виртуальных миров по-настоящему владеть своими аватарами, цифровыми предметами и недвижимостью, а создателям контента предоставляют удобный инструмент монетизации своих творений.
Такой точки зрения придерживается стратег Bank of America Хаим Исраэль. В комментариях изданию Insider он отметил, что метавселенные — это огромная возможность для адаптации блокчейн-технологии и криптоактивов. Именно этот новый рынок приведет криптовалюты к массовому принятию, и они наконец будут использоваться именно в качестве валюты. При этом аналитик ожидает, что существующие цифровые валюты, возможно, окажутся слишком волатильными для метавселенных, и в них, вероятно, будут доминировать стейблкоины.
Как развивается сектор метавселенных
Многие элементы метавселенных существуют уже несколько десятилетий в игровых проектах таких студий, как Epic Games, Roblox и Linden Lab. Например, в запущенной в 2003 году игре Second Life действует собственный виртуальный мир со своей собственной экономикой и внутриигровой валютой, а пользователи развивают своих персонажей и проживают целую виртуальную жизнь вместе с ними. Однако интерес к метавселенным резко вырос именно в этом году — после недавнего ребрендинга Facebook в Meta. Ранее мы подробно рассмотрели, какой будет метавселенная Meta.
Если коротко, то компания Марка Цукерберга развивает VR- и AR-технологии уже около семи лет и вкладывает в это направление миллиарды долларов. В ближайшие 5-10 лет Meta надеется сделать эти технологии доступными для массового использования и изменить то, как сейчас работают, учатся, общаются и развлекаются люди. Вместе с Meta все эти процессы будут доступны в будущем виртуальном пространстве. В метавселенной люди смогут проводить рабочие встречи, вечеринки с друзьями, ходить на свидания, посещать концерты, смотреть фильмы и совершать покупки.
Meta — не единственная крупная компания, которая видит потенциал метавселенных. Над подобными проектами и VR- и AR-технологиями работают Google, Apple, Samsung, Sony, PlayStation, Alibaba, Qualcomm, Valve, Magic Leap, Matterport, Immersion, Unity, TikTok и Snapchat.
На крипторынке также есть несколько крупных проектов, которые ориентированы на запуск собственных децентрализованных метавселенных. Ранее мы уже подробно рассказали про такие проекты, как Decentraland, The Sandbox и Alien Worlds — пользователи этих миров на блокчейне могут покупать цифровую недвижимость и внутриигровые активы в виде NFT.
Рассмотрим несколько примеров того, как IT-компании развивают метавселенные.
Roblox. Roblox — это платформа, на которой пользователи могут как создавать собственные игры, так и играть в созданные другими юзерами. В играх Roblox популярны внутриигровые покупки, а все сделки проходят во внутриигровой валюте Robux.
Проект был запущен в 2006 году — и сейчас в него играют 226 млн человек (в прошлом году — 150 млн). Интересно, что в США в Roblox играет почти половина всех детей в возрасте до 16 лет. Летом этого года компания объявила о планах создания метавселенной.
Epic Games. Fortnite — самая популярная игра компании, запущенная в 2017 году, фактически уже является метавселенной. В ней пользователи могут не только бороться с монстрами, но и устраивать вечеринки, а также наряжать аватаров в разную одежду — так называемые скины (skins). В Fortnite даже проходили виртуальные концерты, например, поп-звезды Арианы Гранде и репера Трэвиса Скотта.
Концерт Арианы Гранде в Fortnite
В апреле этого года компания привлекла $1 млрд на развитие метавселенной. Деньги пойдут на развитие экосистемы Fortnite и разработку VR- и AR-проектов. При этом глава компании Тим Суини в 2020 году рассказал, что ключевая задача, которая стоит перед сектором — это разработка единого стандарта метавселенной, в котором разрозненные продукты будут объединены в одну экосистему. Такое виртуальное пространство, по его мнению, со временем может заменить традиционный интернет Web 2.0.
Nvidia. Калифорнийский разработчик графических процессоров и микрочипов разрабатывает Omniverse — виртуальное пространство для совместной работы и 3D-моделирования. Так, например, пользователи Omniverse могут создать цифровую копию реального места, чтобы проводить там мероприятия.
В ноябре компания представила платформу Omniverse Avatar, позволяющую создавать виртуальные аватары с искусственным интеллектом и системой распознавания мимики и речи. Такие аватары могут взаимодействовать с пользователями, например, принимать заказы на кассах самообслуживания или выступать консультантом при выборе товара.
Анимированная версия главы NVIDIA Дженсена Хуанга в реальном времени отвечает на вопросы коллег из области естествознания
Microsoft. В ноябре техногигант добавил в свой сервис видеоконференций Teams технологию Microsoft Mesh. В ней пользователи, используя VR-гарнитуру HoloLens 2, ПК или смартфоны, могут войти в виртуальное рабочее пространство в образе своего аватара.
Microsoft назвала проект «воротами в метавселенную — устойчивый цифровой мир, населенный цифровыми двойниками людей, мест и вещей». Отметим, что Microsoft развивает именно корпоративную метавселенную.
Sensorium. Компания Sensorium, принадлежащая российскому миллиардеру Михаилу Прохорову, развивает проект развлекательной метавселенной Sensorium Galaxy. В ней будут проходить виртуальные концерты, кинопоказы, выставки, мастер-классы, вечеринки, медитации и прочие досуговые мероприятия.
Проект развивается в партнерстве с Epic Games. В ближайшее время в Sensorium должны состояться концерты Дэвида Гетты, Карла Кокса и Армина ван Бюрена. Все транзакции в Sensorium оплачиваются нативным токеном SENSO.
Почему крупные компании интересуются метавселенными
Далекие от IT-индустрии компании все чаще экспериментируют с метавселенными и NFT. Для них это дополнительная реклама на тренде, попытка не упустить перспективную нишу, а также поиск новой формы монетизации. Рассмотрим несколько недавних примеров коллаборации крупных компаний с метавселенными.
Adidas. 2 декабря компания объявила о сотрудничестве с NFT-проектами Bored Ape Yacht Club (BAYC), GMoney и PunksComic — все они будут сотрудничать в рамках одной метавселенной. Пока неясно, каким именно будет это сотрудничество. Возможно, оно связано с приложением Confirmed, через которое можно приобрести товары Adidas.
Adidas также купила одну из Bored Ape — № 8774 — за 46 ЕТН, или $156 000 в день покупки. NFT-обезьянку назвали Индиго Герц, его изображение в куртке Adidas появилось на аватарке в Twitter компании. В кошельке, где хранится токен, есть еще 13 различных NFT из 11 уникальных коллекций, включая токен PunksComic.
Today we leap Into The Metaverse with @BoredApeYC, @gmoneyNFT & @punkscomic.
— adidas Originals (@adidasoriginals) December 2, 2021
It’s time to enter a world of limitless possibilities.https://t.co/LmgtrRn20c pic.twitter.com/40kU8tayrS
«Сегодня мы прыгаем в метавселенную вместе с Bored Ape Yacht Club, GMoney и PunksComic. Пришло время войти в мир безграничных возможностей», — сказано в твите Adidas, сопровождаемом анимационным роликом, в котором три брендированные обезьянки летят на Землю из космоса и приземляются на площадке с логотипом Adidas
Впервые об интересе Adidas к рынку NFT стало известно в ноябре этого года — компания выпустила коллекционный NFT, заключила партнерство с Coinbase и купила виртуальный участок земли в игре The Sandbox — пока непонятно, для чего он будет использоваться.
Однако уже известно, что заключенные партнерства являются частью стратегии компании по производству цифровой одежды для метавселенных: «Метавселенная сейчас является одним из самых захватывающих достижений в области цифровых технологий — это делает ее интересной платформой для Adidas», — недавно заявила компания.
Nike. В начале ноября компания подала заявки на регистрацию товарного знака «виртуальные товары» и патенты на них. Виртуальные товары — это «компьютерные программы с изображением обуви, одежды, головных уборов для использования в интернете и в виртуальных мирах».
Примеры виртуальных кроссовок Nike. Источник
18 ноября компания сообщила о создании виртуального пространства Nikeland в Roblox. Nikeland будет состоять из стадионов, полей и арен, на которых игроки смогут соревноваться в десятках виртуальных игр, таких как пятнашки и вышибалы.
Nikeland. Источник
Пользователи Nikeland также смогут одевать своих персонажей в разную одежду с символикой компании, купленную в виртуальном магазине в Roblox.
Примеры аватаров Nikeland. Источник
Также в декабре Nike в рамках сотрудничества с игровой компанией Epic Games выпустила в Fortnite NFT-версию своих легендарных кроссовок Air Jordan IX Cool Grey для Fortnite.
Цифровые Air Jordan IX Cool Grey. Источник
Balenciaga. В конце ноября дом моды Balenciaga и Epic Games объявили о сотрудничестве: одежда кутюрье появится в игре Fortnite.
Персонажи Fortnite, одетые в Balenciaga.
Gucci. В мае еще один модный дом запустил локацию «Сад Gucci» в метавселенной Roblox. Тогда пользователи могли ознакомиться с историей компании, а также купить или получить бесплатно цифровую одежду и аксессуар компании. А в декабре 2020 года Gucci вместе с Roblox создала виртуальные копии своих знаменитых вещей — игроки могли выбрать их для аватаров.
Hyundai. В октябре производитель автомобилей запустил в Roblox Hyundai Mobility Adventure — совместное виртуальное пространство, в котором аватары пользователей могут ознакомиться с предложениями Hyundai, а также пообщаться друг с другом. Юзеры могут протестировать новые автомобили и транспортные решения Hyundai, а также участвовать в нескольких общественных мероприятиях.
Tencent. В ноябре китайский техногигант рассказал, что намерен развивать метавселенные в Китае, опираясь на видеоигры и соцсети. Представители компании не боятся, что власти запретят сектор в стране, так же как сделали это с майнингом, но уверены, что к нему будет применяться более строгое регулирование, чем в остальном мире. Tencent одна из крупнейших компаний видеоигр, в ее портфеле есть доли в таких крупных игровых студиях, как Epic Games и Activision Blizzard, и соцсети WeChat. В этом году компания зарегистрировала более двух десятков товарных знаков, связанных с метавселенной.
Dyson. В ноябре британский производитель бытовой техники запустил виртуальную среду Dyson Demo VR, которая позволяет пользователям протестировать свои товары в виртуальной реальности с помощью VR-гарнитуры. Юзеры могут использовать устройства для того, чтобы протестировать фены, стайлеры и выпрямители для волос в домашних условиях. Вскоре в сервис добавится поддержка других товаров компании, возможность пригласить виртуального консультанта или оформить покупку.
Пример виртуального тестирования техники Dyson.
Стоит отметить, что бренды экспериментируют и с децентрализованными метавселенными. Например, в Decentraland открыл виртуальную галерею аукционный дом Sotheby's, а игровой гигант Atari — квартал виртуальных казино и игровых площадок. А в The Sandbox инвестиционная фирма Republic Realm откроет собственную торговую зону для покупки виртуальных предметов. Coca-Cola провела аукцион своих NFT, куда вошла коллекционная брендированная куртка для метавселенной Decentraland.
При этом объемы сделок с виртуальной недвижимостью растут. В конце ноября канадская инвесткомпания Tokens.com купила в Decentraland 116 участков на общую сумму $2.4 млн. На The Sandbox за последнюю неделю было продано участков на сумму свыше $70 млн, крупнейшая сделка стоила $458 000.
Перспективы метавселенных
Развитие метавселенных может изменить то, как мы сейчас работаем, развлекаемся и учимся. Вероятно, это будущее интернета и виртуального пространства. Но пока до этого еще минимум 5–10 лет — для полноценных метавселенных понадобятся революционные прорывы в VR- и AR-технологиях и искусственном интеллекте.
Темпы развития метавселенных во многом будут зависеть от инвестиций в новый сектор — и здесь нужны десятки миллиардов долларов. Meta вложит в ближайшие годы в строительство метавселенной $10 млрд. Но в дальнейшем потребуется еще больше вложений. При этом какой-либо заметной прибыли сначала не появится, поэтому более мелким компаниям будет еще сложнее.
Например, запущенная в 2006 году Roblox до сих пор не приносит стабильной прибыли. Компания стоит $41 млрд, в 2020-м годовая выручка составила $920 млн, но чистый убыток превысил $253 млн. Если платформы метавселенных хотят зарабатывать деньги, им необходимо увеличить объем и размер внутриигровых транзакций, в том числе за счет привлечения большего числа людей в свои виртуальные миры. Но заходить на рынок надо уже сейчас, иначе первопроходцы смогут получить слишком много преимуществ.
На рынке метавселенных есть за что побороться. Согласно прогнозу Bloomberg Intelligence, сектор метавселенных может достичь $800 млрд уже к 2024 году, а к 2030-му — увеличиться до $2.5 трлн. По оценке инвесткомпании Grayscale, сектор достигнет годовой выручки в $1 трлн уже в ближайшие годы.
В пользу данного прогноза говорит тот факт, что с начала 2020 года количество аккаунтов в Decentraland выросло в 10 раз. Пока их всего 50 000, но если темпы роста сохранятся, то уже скоро метавселенные начнут оказывать реальную конкуренцию нынешнему интернету Web 2.0. Глядя на эти цифры, становится понятно, почему крупные компании рассматривают метавселенные как будущее интернета и активно вкладываются в них. При этом в сектор заходят не только технокомпании, но и производители одежды и медиагиганты — они понимают, что продажа NFT может стать важным источником дохода.
Метавселенные — это не только коммерция и развлечения. Эти технологии могут изменить и то, как мы взаимодействуем с муниципальными и государственными органами. Так, южнокорейский Сеул инвестировал $3.16 млрд в проект «Видение Сеула — 2030», предусматривающий использование VR-технологий для общения с городскими чиновниками, оказания услуг и проведения массовых мероприятий. Также технологии дополненной реальности можно использовать для контроля производства и строительства, медицинского обследования.
В заключение
Разработка и запуск метавселенных должны дать мощный толчок криптовалютам и NFT. Новость о ребрендинге Facebook в Meta уже стала драйвером роста токенов таких проектов, как Decentraland, Axie Infinity и The Sandbox.
Есть все шансы, что именно криптовалюты станут основой важной части экономики метавселенных.