Как Китай развивает BSN — национальную блокчейн-инфраструктуру
Несмотря на многолетние запреты на работу игроков криптоотрасли, Китай является одним из лидеров в развитии блокчейн-сектора. С 2019 года под покровительством властей страны несколько местных компаний разрабатывают национальную инфраструктурную блокчейн-платформу Blockchain-based Service Network (BSN). Она позволит разработчикам по всему миру запускать и управлять децентрализованными приложениями (dApps). После нескольких лет разработки и тестов в этом году проект начал выходить на международный рынок: в сентябре BSN запустили в Гонконге и Макао, а до конца 2021 года платформа также заработает в Турции, Узбекистане и Южной Корее. Разобрались, зачем власти Китая создали BSN, как работает эта платформа и как она способствует популяризации всей криптоиндустрии.
Китай развивает блокчейн-индустрию, запрещая криптовалюты
Как бы это ни было удивительно, но Китай смог стать одним из мировых лидеров блокчейн-сектора, запрещая операции с децентрализованными криптовалютам и их майнинг в стране.
У Китая долгая история борьбы с биткоином и криптосектором в целом. Напомним, что в 2013 году власти запретили финансовым компаниям обрабатывать ВТС-транзакции, в 2017-м под запрет попали ICO и национальные криптобиржи, а в 2021-м окончательно запретили майнинг и деятельность оффшорных внебиржевых сервисов. Причина такой политики — в борьбе с выводом капитала за рубеж посредством криптовалют. Ранее мы составили подробную хронологию запретов биткоина и криптосектора в Китае, рекомендуем с ней ознакомиться.
При этом Китай никогда не стремился запрещать развитие блокчейн-сектора. Даже наоборот. В 2014 году Национальный банк Китая (НБК) запустил исследование необходимости выпуска собственной цифровой валюты (CBDC). Блокчейн также вошел в 13-й (2016 год) и 14-й (2020 год) национальные планы по развитию технологий. С тех пор власти страны рассматривают блокчейн в качестве стратегически значимой технологии и поставили ее в один ряд с искусственным интеллектом, облачными вычислениями, 5G и интернетом вещей. Планируется, что блокчейн станет важной частью будущей технологической инфраструктуры Китая и войдет в самые разные сферы жизни: от финансов и логистики до государственного управления.
В октябре 2019 года Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай должен стать лидером в развитии блокчейна и использовать технологию в реальных секторах экономики. В том же месяце Национальный конгресс Китая — высший законодательный орган страны — принял закон о регулировании блокчейн-сектора и его применении в государственных и бизнес-проектах.
В мае 2020-го Конгресс создал Национальный фонд развития блокчейна, который занялся разработкой использования технологии в государственном управлении, экономике и коммерческих компаниях. В июле 2021-го Министерство промышленности и информационных технологий Китая (MIIT) и Администрация киберпространства Китая (CAC) опубликовали план создания «передовой промышленной системы блокчейна», который предусматривает введение стандартизации блокчейн-технологий в промышленности, налоговые льготы для представителей блокчейн-отрасли и защиту интеллектуальной собственности.
Заручившись такой поддержкой от правительства, разработчики получили все необходимые ресурсы для того, чтобы вывести Китай в лидеры по количеству патентов на блокчейн-технологии. Здесь их зарегистрировано в 10 раз больше, чем в Соединенных Штатах. Также в стране зарегистрировано несколько сотен блокчейн-компаний, значительная их часть — небольшие фирмы. Главные регионы развития блокчейн-индустрии: Пекин, Шанхай, Гуйчжоу, Хэбэй, Цзянсу, Чжэцзян, Хунань, Шэньчжэнь и Хайнань. Блокчейн тут используется при оказании государственных и муниципальных услуг.
В Китае блокчейн тестируется крупнейшими организациями, в том числе государственными учреждениями, банками, платежными системами, налоговой, телеком- и ритейл-компаниями. Это пока только тестирование, но его масштабы поражают. И если оно окажется удачным, блокчейн может стать неотъемлемой частью одной из крупнейших экономик мира.
В июне 2020-го власти даже объявили о том, что к 2022 году превратят Пекин в блокчейн-хаб: до этого времени в инфраструктуру столицы должны быть внедрены десятки блокчейн-разработок. О результатах эксперимента говорить рано, но еще в прошлом году блокчейн использовали почти 150 национальных и городских ведомств. Заявляется, что применение этой технологии позволит увеличить электронный документооборот и почти вдвое сократит административные расходы. Обсуждается использование блокчейна в сделках с недвижимостью, при уплате налогов, медицинском страховании и распределении госвыплат. О схожих с Пекином планах по внедрению блокчейна заявили еще с десяток городов страны.
При этом в блокчейн-инициативе Китая особое место занимают цифровой юань (DCEP) и национальная инфраструктурная блокчейн-платформа BSN.
Как устроен цифровой юань и зачем Китай его запускает, мы подробно рассказывали ранее. Кратко напомним, что страна является одним из лидеров в запуске CBDC. С апреля прошлого года в крупных городах КНР тестируется выпуск и использование цифрового юаня, где принимают участие миллионы человек, муниципальные службы, крупнейшие банки и компании страны. В июле НБК опубликовал техническое описание цифрового юаня — известно, что он будет работать со смарт-контрактами. Если проект признают успешным, цифровой юань станет доступен для всех жителей страны в 2022 году.
Рассмотрим подробнее, как устроена BSN.
Что такое BSN и зачем она нужна
В декабре 2019 года власти запустили Национальную инфраструктурную блокчейн-платформу, а весной 2020-го проект стал доступен широкой аудитории.
На старте BSN развивалась под контролем Государственного информационного центра КНР (SIC) с участием IT-стартапа Red Date Technology, а также компаний China Mobile и China UnionPay. Позже к проекту присоединились госкомпании China Telecom, China Unicom, криптобиржа Huobi, блокчейн-компании Chainlink и Cosmos и еще с десяток других. Большую часть разработки взяла на себя Red Date Technology — она отвечает за протокол проекта, его использование и техническое обслуживание. Ранее компания несколько лет была поставщиком технологий для строительства «умных городов» в Китае наряду с China Mobile и China UnionPay.
BSN — это универсальная платформа для запуска и управления dApps разработчиками со всего мира. Любой может подключиться к ней, выбрать один из доступных блокчейнов и запустить собственный проект.
В white paper проекта говорится, что конечная цель BSN — построить «интернет блокчейнов», в течение следующих пяти лет стать новым общепринятым стандартом и создать базовую инфраструктуру для блокчейн-приложений по всему миру. По сути, разработчики BSN хотят создать новый «цифровой шелковый путь», соединяющий Китай и остальной мир.
BSN — это не протокол, а платформа для программистов, операционная система для блокчейн-программ, аналогичная интегрированной среде разработки (IDE), сервисам Amazon Web Services или Microsoft Azure. Разработчики проекта стремятся создать всеобъемлющую блокчейн-инфраструктуру — все, что связано с блокчейном, должно быть на платформе. Для этого в BSN интегрированы несколько облачных ресурсов, блокчейн-фреймворки (платформы для создания dApps на основе готовых компонентов), платежные решения, операционные среды и прочие программные инструменты.
В основе BSN — блокчейн-платформа с открытым исходным кодом BCOS FISCO. Она разрабатывается с 2016 года некоммерческим консорциумом Financial Blockchain Shenzhen Consortium (FISCO) совместно с десятками крупных китайских финтехкомпаний, среди которых Huawei, Tencent и WeBank. Блокчейн специально разработан для внедрения в реальную экономику и государственные службы.
Экосистема BSN состоит из:
- службы кластера — базовый элемент облачного сервиса, используемый в таких системах, как AWS или Google Cloud;
- публичных городских нод (PCN) — ключевой элемент BSN-инфраструктуры. Это не блокчейн-ноды в традиционном понимании, а виртуальные центры обработки данных (дата-центры) со сложной операционной средой. Все PCN соединены друг с другом и образуют сеть BSN. К PCN могут подключаться и другие ноды.
Если не вдаваться в технические подробности, то работа по принципу облачных систем позволяет блокчейн-разработчикам использовать совместные ресурсы всей системы, снижая затраты, без ущерба для безопасности и производительности.
Вот основные преимущества использования BSN перед самостоятельной разработкой dApps с нуля:
- Скорость и низкая стоимость. С инструментарием BSN разработчикам не нужно создавать dApps с нуля — достаточно собрать их из готовых компонентов. Это снижает минимальную стоимость разработки в несколько раз, примерно до $200–$300 за приложение, и позволяет изрядно сэкономить на обслуживании блокчейна. Для разработчиков использование BSN дешевле, чем оплата облачных услуг через традиционного провайдера. Например, обслуживание dApp с масштабом до 40 000 обращений в день обойдется всего в $20 в месяц по сравнению с $20 000 при запуске аналогичного dApp на облаке AWS или Alibaba.
- Совместимость dApps друг с другом. Все dApps в BSN функционально совместимы друг с другом, даже если созданы на базе разных блокчейнов.
- Нормативное соответствие. Все dApps в BSN работают в соответствии с местным законодательством. Например, dApps, запущенные в Китае, полностью соответствуют его законодательству.
BSN поддерживает:
- корпоративные блокчейны: Hyperledger, Riwtower, Consensys, Baidu Xuperchain, Quorum, Corda, Fisco BCOS;
- децентрализованные блокчейны: Ethereum, Algorand, Casper, EOS, Solana, Findora, Tezos, ShareRing, Near, NEO, 33CN, Nervos, Oasis Foundation, IRISnet и Polkadot;
- облачные сервисы: China Mobile, China Telecom, Baidu Ai Cloud, Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud (большая часть инфраструктуры BSN размещена на китайских облачных провайдерах).
В перспективе предусмотрена поддержка еще более ста децентрализованных блокчейнов, ежемесячно добавляется 3-4 новых сети.
Две экосистемы BNB: национальная и международная
В июле 2020 года BSN разделилась на две экосистемы: национальную BSN China и международную BSN International. Причина — в строгом государственном регулировании: в стране запрещен запуск децентрализованных блокчейнов, а пользователям нельзя расплачиваться в криптовалютах. Эти две системы разделены не полностью: 5 нод BSN China подключены к BSN International.
BSN China активно развивается. В стране запущено 8 PCN, работают более 25 000 разработчиков, которые запустили свыше 2 000 частных сетей. BSN China стремится стать востребованной услугой для китайской промышленности, логистических служб, финансовых и юридических компаний.
BSN International зарегистрирована в Гонконге, но ее PCN также запущены через Amazon Web Services в Гонконге, Калифорнии, Париже, Сиднее и Сан-Паулу. В отличие от своего китайского аналога, управляемого государством, международная версия управляется Red Date Technology и консорциумом международных партнеров, среди которых Hyperledger, Ethereum и Consensys. Инфраструктура BSN International включает в себя 15 перечисленных выше децентрализованных блокчейнов.
При этом BSN International активно расширяется:
- 1 сентября BSN запустилась в Гонконге и Макао, специальных административных районах Китая. Здесь на основе BSN уже началась разработка 30 блокчейн-проектов.
- 11 октября Red Date Technology подписала соглашение с турецкой консалтинговой фирмой Turkish Chinese Business Matching Center (TUCEM) о запуске BSN в Турции и Узбекистане в конце декабря 2021 года. TUCEM станет эксклюзивным оператором BSN в обеих странах.
- В ноябре BSN будет запущен в Южной Корее. Эксклюзивным оператором платформы в стране станет компания Metaverse Society.
Во всех этих случаях BSN не будет управлять своими международными порталами. Они запущены и будут эксплуатироваться местными партнерами.
Зачем Китаю BSN
Официальные причины запуска BSN — ускорение развития и внедрения блокчейн-технологий, а также стимулирование развития цифровой экономики и «умных городов». Ведь Си Цзиньпин поставил четкую задачу — вывести Китай в блокчейн-лидеры. При этом власти получают полный контроль над целым сектором внутри страны.
Но еще одна неочевидная причина продвижения BSN — в желании властей КНР получить не только лидерство, но и контроль над новым сектором. Хотя представители Red Date Technology подчеркивают, что проект развивается без финансовой поддержки государства, он определенно пользуется его протекцией. Если BSN станет популярной среди западных разработчиков, это значительно упрочит позиции Китая в данной сфере.
Так, например, чтобы стать клиентом BSN, пользователи должны пройти KYC-проверку (подтвердить личность) — быть анонимным разработчиком не получится. При этом у операторов платформы есть инструменты для блокировки запущенных dApps, а также они могут отследить все транзакции, проведенные через платформу — за дешевизну разработки приходится платить лишением конфиденциальности и снижением контроля над собственным проектом. Сейчас страны Запада, прежде всего, США, во многом определяют развитие интернета и контролируют его. Китай хочет играть их роль в блокчейне — стать главной страной для этой технологии.
Как BSN влияет на криптосектор
Сейчас Китай — первопроходец в запуске столь масштабной блокчейн-инфраструктуры, как BSN. Фактически страна уже является лидером в этом направлении — сейчас у BSN нет конкурентов в ЕС или США. Среди крупнейших стран мира Китай лучше всех понимает статус и роль блокчейна, а также является первым, кто официально признал его.
Внимание правительства к BSN ставит его в уникальное положение — нигде в мире больше нет такой поддержки конкретного блокчейн-проекта и всей индустрии вообще. Это может значительно продвинуть распространение и принятие блокчейна по всему миру.
Популяризация BSN также может запустить соревнование между странами по созданию аналогичных проектов и либерализации законодательства о криптовалютах. В итоге это положительно скажется на всем крипторынке.